Антонио Бротини уже третий год возглавляет ANCI - ассоциацию, объединившую более 900 крупнейших обувщиков Италии. Несмотря на внушительный объем поставок итальянской обуви в Россию (в 2001 г. он составил свыше 237 млн долл.), среди пяти наиболее узнаваемых в России брэндов нет ни одного итальянского. В ответ на все вопросы о том, почему так происходит, синьор Бротини лишь улыбался и разводил руками.

- Феномен российского рынка заслуживает особого изучения. Недавно мы с коллегами вспоминали начало 90-х. Для итальянских производителей обуви это было ужасное время, экспорт уменьшился до невозможного. Вы жили тогда гораздо беднее, чем сейчас, но я точно могу сказать, что в 1994 г. Россия купила в Италии свыше 15 миллионов пар - почти втрое больше, чем импортируется сейчас! Несмотря на трудности, русские покупали нашу обувь всегда. И сейчас на фоне "тормозящих" западного и азиатского рынков российский остается приятным исключением.

- Адаптируете ли вы итальянскую обувь для русской ноги?

- Итальянцы очень внимательны к изучению строения ноги, но такие национальные различия имеет смысл учитывать лишь при производстве обуви среднего класса, как это делают, например, немцы. В категории выше среднего и тем более "люкс" таких различий не существует. "Люкс" как раз состоит в том, что мода совпадает с комфортом. У нас с немцами абсолютно разная философия. Средний немецкий покупатель говорит: "Мне нужна пара обуви", имея в виду, что это должно быть недорого и удобно. Он не ищет элегантности. Пожелание итальянца совсем другое: "Мне нужна пара красивой обуви". А сочетание "комфорт плюс мода" стоит дороже.

Показательно, что, например, на известной обувной выставке в Дюссельдорфе участвует до 400 китайских фирм. На нашей же главной выставке MICAM в Милане вы их не найдете. Что касается дизайна, то никакой особой специализации по странам нет. В России сейчас продаются те же итальянские модели, что в Западной Европе и Америке. Единственное отличие в том, что вы покупаете больше роскошной обуви самых дорогих брэндов, уступая в этом отношении лишь японцам.

- Что за ботинки у вас на ноге сейчас?

- Я ношу исключительно обувь своей фирмы. Это ручное производство. В отношении моды итальянцы вообще жуткие националисты - им нравится одеваться только в свое. Красота для нас - идея фикс, через одежду мы самовыражаемся. Например, сейчас в Италии настоящий бум на мужские сорочки, которые полностью изготовлены вручную. Ты выбираешь ткань, пуговицы, ищешь портного, снимаешь мерки, обсуждаешь покрой. Вот посмотрите на эту вышивку (распахнув пиджак, синьор Бротини показывает крошечную монограмму "АВ" чуть выше талии). Сделать такую сейчас проблема, белошвеек почти не осталось. По всей стране ищут старушек, которые еще способны вышивать руками профессионально. Обувь тоже можно сшить на заказ, по индивидуальной мерке. Только такую я и ношу. Цена подобной пары доходит до 1000 долларов. Это более сотни комплектующих и 160-170 ручных операций, минимум два дня работы. Столь высокого класса мужскую обувь хорошо покупают в России, арабских странах и в "желтом поясе".

- У нас в России все наоборот. Никакого потребительского патриотизма. Если вы покупаете сапоги от Игоря Чапурина, то на них непременно стоит клеймо "мade in Italy".

- Это нормально. Обувь всех известных французских марок давно делается в Италии, включая Chanel и Hermes. Во Франции фактически не осталось обувных предприятий. Кстати, именно поэтому французы считают итальянцев деревенщиной. А мы гордимся тем, что умеем работать руками. В последнее время россияне все чаще вкладывают деньги во внутреннее производство обуви. Это тоже хорошо: любая коммерция позитивна, тем более что подошвы, кожа, фурнитура закупаются у нас же, в Италии. В России должна быть своя национальная обувная промышленность, но нам эти предприятия все равно не конкуренты: по мировым меркам их обувь ниже среднего уровня.

- Россия обогатила мировую моду валенками. Что считается сугубо национальной итальянской обувью?

- Мокасины. Конечно, само слово не итальянское, но у нас есть аналогичная традиционная форма ботинка, которая называется "трубочкой". Есть тип обуви, известный под именем "болонья". Такую обувь издавна носили на севере Италии, в Болонье. При изготовлении используется принцип перчатки: верхнюю деталь сначала вытягивают на форме, а затем пришивают к очень мягкой подошве. Эта обувь и сейчас прекрасно носится. В ботинке, который на моей ноге, тоже есть традиционный способ обработки: двойная прошитая кожаная подошва и вот эта зубчатая окантовка также наше, итальянское, изобретение.

- Итальянскую обувь россияне часто покупают в небольших магазинах и у мелких торговцев в обувных центрах. Где закупают обувь первые и вторые и насколько это далеко от столицы моды Милана?

- Столица обувной моды? Только не в Милане! Все события, фэшн-шоу происходят действительно там, но сам Милан ничего не производит. В Италии 7 660 обувных фабрик рассеяны по всей стране. В Тоскане и Ломбардии производят обувь среднего и высокого класса. Венето делает туфли среднего и высокого качества с акцентом на комфорт. Пулья и Кампания - хорошую обувь за невысокую цену, причем в огромном количестве. В Марке, где русские тратят в 3-15 раз больше, чем в других регионах, производят все виды и категории обуви. В Эмилии-Романье близ Римини, принимающего самолеты с русскими piccoli commercianti (так называют в Италии "челноков"), делают высокую моду, особенно это касается женской обуви.


Фото: Виталий Белоусов



http://chronicle.ru


Ольга ПЛАТИЦИНА