Очередным ежегодным конкурсом Elite Model Look, начавшимся в воскресенье в Москве, заканчивает свою двенадцатилетнюю карьеру старейшее российское модельное агентство Red Stars ("Красные звезды"). По оценке экспертов, это одно из крупнейших российских агентств. В лучшие годы оно занимало половину рынка модной индустрии, в последние - около трети. Владельцы фирмы объясняют причины своего закрытия "дикостью российского модельного рынка". Конкуренты считают, что с российским модельным рынком все не так уж плохо - просто из-за сильно подмоченной репутации с Red Stars больше не хотят сотрудничать ни заказчики, ни модели. По сути это первый случай в новейшей России, когда без всякого давления власти бизнесмены, сделавшие карьеру в период "первоначального накопления капитала", теряют место под солнцем на нашем рынке. Может, не такой уж он и дикий, российский капитализм, если столь тонкая материя, как репутация, может повредить бизнесу.

В воскресенье первый день отборочного тура Elite Model Look выдался на удивление спокойным. Никаких толп длинноногих соискательниц у офиса фирмы (в прошлые годы подобные кастинги собирали до 2-3 тысячи девушек со всей страны). Ни капли слез. Ни грамма потекшей на раскаленный асфальт косметики. За слегка поцарапанным черным столом в просмотровом зале одиноко сидел владелец агентства Red Stars Виталий Лейба. Время от времени из дальнего угла зала к нему особой "модельной" походкой направлялись красавицы - большинству он просто говорил "Спасибо", примерно каждой двадцатой - "Присядьте вон там".

- Четких критериев отбора нет, - поясняет Виталий Лейба свои действия. - Я выбираю тех девушек, которые мне нравятся. Обычно из нескольких тысяч претенденток для работы в агентстве мы отбираем пять или шесть.

Но, похоже, в этот раз новых моделей у Red Stars будет еще меньше - недавно Виталий Лейба заявил о выходе своего агентства из российского модельного бизнеса "ввиду полного отсутствия рынка".

- Нашу нишу в России никто не займет, - прокомментировал "Известиям" глава Red Stars свое решение. - Мы были единственным и лучшим профессиональным агентством в этой стране. Все остальные фирмы под видом модельного бизнеса занимались чем угодно. А отечественные модельеры и глянцевые журналы платили нам за показы и съемки сущие гроши: от 20 до 50 долларов за день работы модели. Таких цен нигде в мире нет, поэтому отныне мы будем работать только с западными домами моды и журналами.

- Мы в состоянии платить за день съемок своим моделям примерно 100 долларов, - сообщила "Известиям" главный редактор элитного журнала "Дорогой" Елена Веселая. - В среднем по Москве цены на услуги фотомоделей $50-60. Поэтому отчасти Виталий Лейба прав - оплата услуг модельных агентств у нас далека от мировых стандартов. Тем не менее модельный бизнес в стране жив - достаточно упомянуть такие известные агентства, как Modus Vivendis, Point или President. Разумеется, у Red Stars есть очень удачные находки - это агентство поставляло моделей для Armani и Cristian Dior.

Впрочем, по поводу скоропостижного закрытия старейшего модельного агентства есть и другие мнения.

- С Red Stars уже давно никто не работает, - сообщил "Известиям" владелец фотоагентства "Птица Ру" Константин Филатов. - Во-первых, там очень плохо обращаются с самими моделями, вплоть до рукоприкладства. Во-вторых, репутация Виталия Лейбы такова, что с ним лишний раз стараются не связываться и фирмы-заказчики рекламы. И закрываются они потому, что знают: так вести бизнес, как они вели до сих пор, в России уже нельзя. А по-другому Виталий Лейба не умеет.

Свою репутацию ранее судимый абхазский бизнесмен Виталий Лейба старательно портил с тех пор, как в 1999 году при загадочных обстоятельствах стал единственным владельцем Red Stars, вытеснив из бизнеса прежнего директора Татьяну Кольцову, известную общественности по телерекламе дешевого шампуня. В том же году Виталий Лейба отличился по статье 122 УПК РСФСР - он был задержан милицией за нанесение ножевых ранений в область сердца владельцу продовольственного магазина. Поскольку претензий у владельца торговой точки к Виталию Лейбе не оказалось, бизнесмена отпустили. Через год, в декабре 2000 года, Лейба прямо на рабочем месте избил фотографа издательского дома Independent Media Владимира Фридкеса. Фотограф попал в больницу со множественными переломами челюсти, но заявление в милицию на Лейбу также писать отказался. В качестве наказания все российские модные журналы - от Cosmopoliten до Vogue - объявили Red Stars бойкот. В марте 2001 года имя Виталия Лейбы всплыло вновь в связи с покушением на жизнь главного редактора журнала Playboy Максима Маслакова - 33-летнему журналисту по дороге с работы кто-то дважды выстрелил в "область поясницы". Как и в двух предыдущих случаях, никаких следственных действий в отношении Виталия Лейбы произведено не было, но с тех пор дела у Red Stars пошли совсем плохо.

- Сейчас на российском модельном рынке работают три-четыре серьезные фирмы, - сообщил "Известиям" попросивший не называть себя бывший владелец модельного агентства. - С Виталием Лейбой мы последний раз общались год назад, и о закрытии его фирмы тогда речи не шло. Дело в том, что тем, в чем Виталий Лейба обвиняет своих конкурентов, то есть поставкой девочек в зарубежные бордели, он сам активно занимался еще в начале девяностых. А чистый рекламный бизнес у нас действительно доходов не приносит.

Все инсинуации относительно криминальной деятельности своего агентства Виталий Лейба опровергает довольно своеобразно, ссылаясь на то, что девушки из Red Stars в свое время стали супругами таких "авторитетных" людей, как Борис Зосимов и Андрей Кобзон (сын Иосифа Кобзона), - "а уж они-то не стали бы брать себе в жены проституток". Кстати, подругу покойного суперкиллера Александра Солоника Светлану Котову, зверски убитую вместе со своим возлюбленным на вилле в Греции, также воспитало агентство Лейбы.

Можно считать, что с уходом с рынка "Красных звезд" заканчивается целая эпоха отечественного модельного бизнеса. Место уголовно-коммерческих структур с темным прошлым и миллионными оборотами постепенно занимают профессиональные и респектабельные, хоть и не раскрученные рекламой, модельные фирмы. Отечественные глянцевые журналы создают собственные мини-агентства, либо приглашая для съемок независимых моделей, либо пользуясь услугами недорогих фирм. А недостатка в симпатичных девушках в России не было никогда.



Izvestia.ru


Борис Устюгов