Выставочная программа XVII Фестиваля «Арт-ноябрь» связана с именем Антона
Григорьевича Рубинштейна и предлагает вниманию зрителей две выставки: «Антон
Григорьевич Рубинштейн. Летопись эпохи» в Институте искусствознания
и «Пространство А.Г.Рубинштейна» в Доме-музее М.И.Цветаевой.
Куратор выставок: арт-директор Фестиваля Натэлла Войскунская.

Монографическая выставка «Антон Григорьевич Рубинштейн. Летопись эпохи» -
исключительное явление не только в насыщенной музыкальными событиями жизни
Фестиваля, но и в культурной жизни Москвы. В основе академичной по своему
замыслу экспозиции – коллекция москвички Татьяны Леонидовны Болычевой.
Экспозиция позволяет проследить жизнь и творчество великого музыканта, чья
многогранная деятельность преобразила музыкальную жизнь России и всего мира,
составив – без преувеличения – летопись эпохи, названной «эпохой Рубинштейна».
Каждая летопись нуждается в своем летописце. Им стала сотрудник Библиотеки
иностранной литературы Татьяна Леонидовна Болычева.
Когда-то в далёком 1949 году она впервые услышала оперу
А.Рубинштейна «Демон», музыка которой потрясла её настолько, что захотелось
услышать другие произведения композитора, а также побольше узнать о самом
великом музыканте, так много сделавшем для музыкальной России и потом
почти забытом. С энтузиазмом настоящего коллекционера-исследователя Татьяна
Леонидовна начала свои походы по нотным и букинистическим магазинам,
библиотекам и музеям.
Постепенно об интересе Болычевой к Антону Рубинштейну узнали не только
ее родственники и друзья. В ней рано проявились черты истинного коллекционера,
собирателя, просветителя: искренняя бескорыстная заинтересованность; осознание
своего предназначения; максимализм, т.е., стремление
«объять необъятное»;
жажда познания; полное слияние с «заветным образом». Казалось, у нее в руке
нить Ариадны: жизнь свела её со многими заинтересованными людьми, каждый
из которых обладал рядом артефактов, связанных с жизнью и творчеством Антона
Григорьевича Рубинштейна, но только Татьяне Леонидовне суждено было создать,
вернее, воссоздать из множества разрозненных документов, фотографий, афиш,
партитур… подлинную летопись жизни великого музыканта. Она была знакома с
правнучкой Антона Григорьевича В.Б. Можанской, которая поделилась с Болычевой
оставшимися семейными сокровищами. Петергофский краевед В.А. Гущин подарил
материалы, связанные с жизнью Рубинштейнов в Петергофе, а ленинградский
коллекционер И.Б. Семёнов передал ей вообще все имевшиеся у него материалы,
связанные с Рубинштейном. Кишиневский музыковед, член Союза композиторов
СССР и Молдовы, шефствовавший над школой им. А.Г. Рубинштейна в с. Выхватин-
цы, З.Л. Столяр поведал много нового о семье композитора. Прошли годы, и вот
известный исследователь творчества А.Г. Рубинштейна профессор Ленинградской
консерватории Л.А. Баренбойм первым назвал Т.Л. Болычеву «рубинштейноведкой», чем
вдохновил ее на дальнейшие исследования.
Естественно желание «поименно назвать» всех, кто помогал создавать коллекцию…
Это и редактор издательства «Музыка» И.С.Уварова, редактировавшая московские
издания Л.А.Баренбойма, в том числе и его работы об Антоне Григорьевиче
Рубинштейне: она передала Т.Л.Болычевой все имеющиеся материалы о композиторе
(образовавшиеся дубликаты пополнили Музей А.Г.Рубинштейна на его родине в с.
Выхватинцы).

Большую помощь оказывали и оказывают сотрудники Петербургской
консерватории А.В.Грушевая, А.П.Григорьева, Т.А.Хопрова, Э.С.Барутчева,
член общества «Возрождение Петергофа» В.П.Гончарова; зав. информационно-
библиографическим отделом Московской консерватории Ю.А. Степанова, сотрудница
этого же отдела В.В.Ильева; зав. музеем Консерватории Е.Л.Гуревич; зав. отделом
рукописей Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки Н.Ю. Тартаковская. Зав.
отделом каталогизации Библиотеки иностранной литературы Е.Р.Дроздова, по служебным
делам оказавшаяся в Германии, привезла из Лейпцига неизвестные материалы о дружбе
Рубинштейна с виолончелистом Ю.Кленгелем.

Татьяне Леонидовне очень повезло, что она работала в Библиотеке иностранной
литературы, куда поступают книги на разных языках, в том числе нашлись и
публикации о Рубинштейне – человеке мира, объездившем с концертами всю Европу
и США. Профессия библиотекаря безусловно сказалась и на абсолютно грамотном
подходе к собираемому материалу – его классификации и хранении.

Так за многие годы поисков постепенно собралась обширная коллекция, основная
часть которой представлена на выставках в рамках Фестиваля искусств «Арт-
ноябрь». О качестве каждой коллекции свидетельствует ее востребованность.
Следует отметить, что собранные Т.Л. Болычевой материалы пользуются
постоянным спросом и у музыкантов-профессионалов, и у любителей музыки, а
их немало среди зрителей и слушателей Фестиваля «Арт-ноябрь». В Институте
искусствознания выставлены многочисленные документальные материалы,
касающиеся прежде всего жизни музыканта-вундеркинда, начиная с детских лет и
до самой его кончины. В центре экспозиции – прижизненный живописный портрет
маэстро кисти Петра Петровича Соколова. По фотографиям можно проследить, как
менялся облик Рубинштейна с юных лет до поры творческой зрелости, именно таким
– по-бетховенски мощным и вдохновенным – знаем мы Рубинштейна по портретам
В.Г.Перова, И.Е.Репина, М.А.Врубеля. Но летопись жизни, естественно, включает
и семью великого музыканта – родителей, жену, детей, внуков и правнуков, и со
всеми можно познакомиться на выставке. Не позабыта и сценография некоторых
опер Рубинштейна, среди которых выделяется «Демон», представленный в отличных
литографиях. Летопись эпохи А.Г. Рубинштейна – это его окружение, друзья-
композиторы и музыканты, многочисленные ученики… Несомненно, вызовет
интерес воспроизведенная в укрупненном масштабе работа известного литографа А.
Мюнстера по рисунку А.Лебедева «1860 г. Музыкальный вечер у А.Г. Рубинштейна»
со всеми «расшифрованными» участниками этого soiree.
В Доме-музее Марины Цветаевой экспонируются личные вещи Антона
Григорьевича Рубинштейна, подлинные рукописи и фотографии: печатка, которую
он подарил своей будущей жене; маленький чемоданчик-сундучок с монограммой
великого музыканта, подаренный восторженными хористками в Вене; прижизненные
издания партитур, фотографии маэстро разных лет, его визитная карточка, памятные
медали, выпущенные к его юбилеям.

Время идёт. Найти что-нибудь новое – совсем не просто. Но сюрпризы
продолжаются. Кто-то услышал по радио или по телевизору заветное имя, в связи
с которым всплывает какое-нибудь малоизвестное событие; кто-то в шкафу нашел
полузабытую книгу о музыке; у кого-то в старом альбоме нашлась фотография
исполнителя или случайно сохранилась программка давнего концерта; кто-то
вспомнил, что в детстве учился играть на фортепиано и, порывшись в нотах,
обнаружил рубинштейновское сочинение… Кто-то поехал в командировку, кто-
то уехал в другую страну – и привез из дальних мест музыкальный привет Татьяне

Леонидовне Болычевой. Всё потихоньку стекается в одно место – в ее маленькую
однокомнатную квартиру, где настоящий хозяин – Антон Григорьевич Рубинштейн,
где Татьяна Леонидовна Болычева будет вести с вами разговор об Антоне
Григорьевиче так, как если бы он был рядом … Именно здесь «пишется» летопись
эпохи великого музыканта.

Спонсоры выставки Фонд «ГРАНИ» – Foundation “GRANY. Art-Crystal-Brut” и

Галерея АСТИ