ЦИКЛ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ «ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ» ↓

0 +

МИР МУЗЫКИ. ОТКРЫТИЕ 

23 октября (четверг). Начало в 19 часов.

 

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ?

 

«Исторические концерты» – новый концертно - образовательный проект, не имеющий на сегодняшний день аналогов.

 

Наша задача – предложить отсутствующую сегодня целостную концертно-образовательную программу по классической музыке для широкой аудитории, помочь слушателю обрести навык свободного общения на языке музыкального искусства, снять психологический барьер перед «серьезной» музыкой.

 

«Исторические концерты» предлагают слушателям полный курс истории музыки, который, значительно отличается по форме подачи материала от привычных подходов – это увлекательное, полное захватывающих историй исследование, диалог разговорного и музыкального жанров, современный способ познакомиться с классикой.

 

ЧТО УЗНАЕТ СЛУШАТЕЛЬ?

 

  • Как сделать так, чтобы мы могли сказать: мы слушали и слышали музыку?
  • Как понять, чтò в классической музыке самое важное, и что «самое лучшее в ней – не ноты»? (Г. Малер)
  • О чём в музыке можно рассказать, а о чём нельзя рассказать словами?
  • Как нам предоставить музыке возможность самой рассказать о себе?
  • Как научиться понимать музыкальный язык без переводчика?
  • Как открыть своё сердце сокровенным смыслам классической музыки?

 

 ИСТОРИЯ И ИСТОКИ

 

Название цикла «Исторические концерты» связано с   традицией, заложенной великим русским пианистом и композитором Антоном Григорьевичем Рубинштейном.

Жанр Исторических концертов возник в России во второй половине XIX века под влиянием европейского романтизма и стал популярной концертной формой на протяжении последующего времени.

 Характерное для романтизма - ведущего художественного направления в искусстве XIX века – стремление к совершенству и обновлению,  желание выйти за рамки национальной школы привело к тому, что крупнейшие композиторы исполняли не только собственные сочинения, но и шедевры мировой музыки, взяв на себя тем самым важнейшую просветительскую миссию.

 Достаточно вспомнить выдающиеся заслуги на поприще просветительства немецкого композитора Феликса Мендельсона: возрождение великих творений Баха и Генделя (грандиозное исполнение  почти забытых «Страстей по Матфею» было осуществлено ровно через 100 лет со дня их создания, в 1729 г.), организацию филармонических концертов Гевандхауза в Лейпциге, ставших важнейшим событием музыкальной жизни Европы, а сам Мендельсон - одной из её основных фигур.

 Выдающимся просветителем был гениальный венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Этот титан, стремившийся "высекать огонь из людских сердец", был одним из самых убежденных адептов и пропагандистов идеи синтеза искусств. Так родилась листовская  программность, опирающаяся на поэтические,  живописные  и философские образы. Блестящая эрудиция  композитора помогала ему в поиске  новых форм, ведущих слушателей к более глубокому пониманию музыки. Ф.Лист оказал огромное влияние на мировую музыкальную культуру.

 В России по примеру Ф. Листа колоссальную просветительскую деятельность вел выдающийся пианист и композитор А. Г. Рубинштейн.

В 1885-1886 годах А. Г. Рубинштейн организовал грандиозный цикл "Исторических концертов", в который вошло 175 произведений, исполненных в городах России и Западной Европы. Рубинштейн играл и комментировал исполняемые произведения, превращая свои выступления в своеобразные лекции по истории фортепианной музыки.

По воспоминаниям современников, эти «лекции»  были увлекательными путешествиями в мир музыкального искусства и оставляли неизгладимое впечатление. «Исторические концерты» были причислены к «самым выдающимся явлениям музыкальной и педагогической жизни» того времени.

Идея  «Исторических концертов» А.Г.Рубинштейна вдохновляла многих музыкантов. В советскую эпоху они проходили в стенах Ленинградской и Московской филармоний.  В Ленинграде блистательными и эталонными были выступления выдающегося музыковеда И.И. Соллертинского. Благодаря  обширным познаниям  в  области литературы, музыки, философии и театра, феноменальной памяти, знанию 20 иностранных языков, яркому и блестящему дару устной речи, Соллертинский производил незабываемое впечатление. Комментарии  И.И. Соллертинского к филармоническим  концертам  поднимали их на особую высоту и  содействовали повышению культуры слушателей. 

Концерты в рамках нового цикла «Исторических концертов» станут теми незабываемыми встречами, которые останутся в памяти слушателей на многие годы, и которые формируют отношение аудитории к культуре и восприятию искусства.

ИСПОЛНИТЕЛИ

 

Художественный руководитель и ведущий - Михаил Никешичев (пианист, заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат психологических наук, художественный руководитель международных музыкальных фестивалей, председатель Танеевского музыкального общества, член Союза писателей России, лауреат международного форума искусств «Золотой Витязь».

Московский камерный оркестр Центра Павла Слободкина. Дирижер Илья Гайсин.

ПродюсерЮлия Брук.

 

МИР МУЗЫКИ. ОТКРЫТИЕ

 Первая программа, открывающая цикл «Исторических концертов», посвящёна феномену Музыкального языка - с одной стороны, самого доступного и естественного для человека, с другой - воспринимаемого сегодня как нечто сложное и малопонятное.

 На вопрос: «Что такое музыка?» - и от музыканта-профессионала, и от слушателя-любителя трудно получить ясный, исчерпывающий ответ. Любители скромно признаются: «я в музыке плохо разбираюсь», - предполагая, что для того, чтобы разбираться в ней, надо знать ноты. Однако музыкант-профессионал, композитор Густав Малер, утверждает: в классической музыке самое важное и самое лучшее – не ноты.

 

«Человек слушает музыку не одним внешним слухом, но гораздо более слухом своей души и своего духа. Недостаточно «слышать» внешние звуки; надо, чтобы они вошли в душу, овладели ею, чтобы душа их запела. Но и этого мало: надо, чтобы от этого пения вострепетала духовная глубина человека, та, которая молится, прозревает и творит; и, вострепетав, начала молиться, прозревать и творчески внимать звукам. Тогда только музыка действительно осуществляется в жизни как художественное и магическое событие; тогда человек может сказать, что он слушал и слышал эту музыку» (И.А. Ильин)

В наши дни, которые поэт И. Бродский обозначил как «обесчеловеченность»,  когда всё более ощутима шумовая агрессивностью современной жизни (а ведь шум - прямая противоположность музыки), всё болезненнее звучит вопрос молодого Николя Гоголя: «Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?»

 

1 Отделение

Генри Пёрселл – «Песня»

Дмитрий Степанович – бас

Михаил Никешичев - фортепиано

 

Вольфганг Амадей Моцарт – «Лакримоза» из Реквиема

(Переложение для фортепиано Кирилла Салтыкова)

Михаил Никешичев – фортепиано

 

Франц Шуберт – Серенада

Дмитрий Степанович – бас

Михаил Никешичев - фортепиано

 

Вольфганг Амадей Моцарт – Ария K.V. 505

Московский камерный оркестр Центра Павла Слобдкина. Дирижер Илья Гайсин

Анастасия Бакастова - сопрано

Михаил Никешичев - фортепиано

 

2 Отделение

М.И. Глинка – «Жаворонок» (сл. Н.В. Кукольника)

Анастасия Бакастова - сопрано

Михаил Никешичев - фортепиано

 

С.В. Рахманинов – «Вокализ»

Анастасия Бакастова - сопрано

Михаил Никешичев - фортепиано

 

Камилл Сен-Санс – «Лебедь» из «Карнавала животных» (переложение для фортепиано А.И. Зилоти)

Михаил Никешичев - фортепиано

 

П.И. Чайковский – «Ромео и Джульетта», увертюра

Московский камерный оркестр Центра Павла Слобдкина. Дирижер Илья Гайсин.