У него три Оскара, пять премий Грэмми и двенадцать  Золотых глобусов, а фильм "Шербурские зонтики", в котором звучала его гениальная музыка, до сих пор один из самых красивых в мировом кинематографе.

- Добро пожаловать в Москву, Мишель! Сразу спрошу Вас: это правда, что однажды Вы сочинили шикарную мелодию, которая  потом оказалась… гимном  России???

О, да, это очень забавная история. В то время я работал с Клодом Нугаро. И однажды я звоню ему, радостный, и говорю: "Послушай, я придумал что-то экстраординарное! Что-то чудесное!" И начинаю играть: там-там-там-та-та. (наигрывает гимн) "Скажи, ведь, правда, это что-то волшебное?" А он говорит: "Да, волшебное. Но только это гимн Советского Союза". Для меня это было настоящей катастрофой!

- Забавная история!

Да, сейчас я отношусь к ней с юмором. Но должен сказать, Ваш гимн поистине прекрасен.

- А в нашей стране все знают «Шербурские зонтики» и Вас -  Мишеля Леграна, как самого известного французского  композитора. И лишь единицы в курсе, что Ваша мама – армянка, эмигрировавшая во Францию…

Да, отец моей мамы был армянин. Но он был вынужден покинуть Армению в 1915 году, в те годы турки сильно притесняли армян.

- В каком году Вы впервые побывали на родине деда?

В 1985-ом.

- И каковы были впечатления от Армении и армян?

Знаете, мне очень хотелось побывать в деревне, где родился мой дед. Но это оказалось невозможным. Сейчас эти территории отошли Турции. Так что мне до сих пор не удалось побывать на исторической родине деда, о чём я очень жалею.

-  Ваш отец – Раймонд Легран – руководил оркестром парижского варьете?  Т.е. у Вас на роду было написано – стать композитором. Во сколько лет сочинили первую мелодию?

Да, мой отец – музыкант. Но он ушел из семьи, когда мне было три года, и от него у нас в доме остался рояль. Я очень рано приобщился к музыке. Уже в 3 года я начал играть на фортепиано. Подбирать какие-то вещи.  И это в три года! Так что у моей мамы не было никаких сомнений, что музыка – это мое призвание. Я начал учиться, когда был ещё совсем маленьким. Очень маленьким.

-  Да, Вы настоящий вундеркинд. Знаю, что Ваша сестра и дети тоже увлечены музыкой…

Да, сестра поет. И оба моих сына – музыканты. Один – композитор, сочиняет музыку. Другой – поет. Так что я окружен музыкой.

- Знаете, я была удивлена, когда узнала, что в Шербургских зонтиках все женские партии исполняла не Катрин Денев, а Ваша сестра.

Да, моя сестра исполнила в этом фильме арии не только Женевьев, главной героини, но и её матери, которую сыграла Анна Вернон. Кстати, моя сестра приехала с нами в Москву. И во время концерта мы с ней вместе исполняем композиции из "Шербургских зонтиков".

-  Опишите процесс – как Вы создаете музыку?

О, это очень сложный процесс. Я не знаю, как создается музыка. Есть специальная техника, как быстро записать музыку – но нет формулы, как её сочинить. Я учился в консерватории в Париже, работал со многими мэтрами. Но никто из них не дал совета, как сочинить шедевр. Единственный дельный совет - надо очень много работать.

- А какую музыку легче создавать – грустную или веселую?

Легче, конечно же, грустную.

- Грустную?..

Да, она рождается легко. Видимо, нашей душе свойственна меланхолия, и грусть для неё органична. С радостью все намного сложнее. Её труднее передать.

- Это правда, что Вы  частенько сжигаете свои экспромты?!.. Неужели не жалко?..

Нет. То, что не пригодилось один раз – вряд ли пригодиться в другой. Поэтому неиспользованные мелодии я обычно без сожалений сжигаю.

-  Первый раз в России Вы побывали во времена Хрущева – в  1957ом.

Да, 52 года назад.

-  Вы рассказывали, что поездка тогда была сопряжена со стрессом и страхами перед Советским Союзом…

В те годы я играл в джазовой группе. Мы были первой западной группой, которая приехала выступать в Россию. И немного боялись, когда ехали в Советский Союз. Но наши опасения не оправдались. Мы выступили в Ленинграде, в Москве, потом в Киеве. Это было что-то экстраординарное. Триумфальный прием!

-  А Вы чего ждали от Советского Союза?

Нас всех пугали Советским Союзом. Рассказывали страшные истории, что ночью можно получить нож в спину, быть ограбленным на улицах Москвы. Говорили, что русские – дикие, примитивные люди. Но когда мы приехали, то увидели людей намного более культурных  и воспитанных, чем мы сами. Мы встретили дружелюбную публику, людей, которые пережили Вторую мировую войну. Ведь это Россия выиграла Вторую мировую. Ни Франции, ни Англия, ни Америка – Россия! (по-русски) «Мир, дружба» - таков был девиз людей, живших в Советском союзе. Вы только вслушайтесь: "мир, дружба" – настоящая музыка!

- У Вас за плечами работа с Барбарой Стрейзанд, Роми Шнайдер, Эдит Пиаф… О сотрудничестве с кем из них вспоминаете с ностальгией?..

Признаюсь, это вообще приятно – работать с профессионалами. На меня в свое время произвела впечатление Барбара Стрейзанд. Она харизматична и очень профессиональна. Рэй Чарльз – чудесный исполнитель. Мне действительно повезло. Работать с такими замечательными людьми – это райское наслаждение.

-  Мишель, а детей Вы уже выпустили из под своего родительского крыла? Они живут отдельно?

Да, один – композитор. Другой – певец. У них своя жизнь. Одна дочь занимается конным спортом. Участвует в соревнованиях. Вторая – руководит курсами вождения. И все мои дети живут отдельно от меня. 

-  А как думаете, в каком возрасте надо начинать жить самостоятельно? Без оглядки на родителей? Знаю, что в Европе сейчас дети до 30 живут с родителями.

У каждого - своя жизнь. Но мне кажется, любить близких надо на расстоянии. Я приезжаю к своим детям, они часто приезжают ко мне. Но мы не вмешиваемся в жизнь друг друга. И это правильно. Хотя, мне рассказывали, что мой прадед, армянин, раньше жил в большом доме большой семьей. Все жили вместе: дедушки, бабушки, родители, дети, кузины, кузены, двоюродные, троюродные сестры  и братья. Все в одном доме. Но мне трудно представить нечто подобное.

- Мишель, Ваша музыка прекрасна, чудесна и сказочно удивительна. А бывало, что услышав чью-то музыку, Вы говорили: «Эх, жаль, что это не я написал!»

Да, конечно. Когда я слышу что-то невероятно красивое, я начинаю сожалеть и недоумевать, как же мне это не пришло в голову? Но мне кажется, это нормально. Это такая белая зависть.

-  Спасибо. Вы – удивительный человек. Здоровья Вам и вдохновения.

Спасибо. Это очень мило.