Большинство историков моды едины во мнении: мода, какой мы ее сегодня знаем, зародилась именно в столице Франции.

Париж был всегда олицетворением стиля: с тех пор , как англичанин Чарльз Фредерик Ворт создавал наряды для императрицы Евгении, супруги Наполеона Третьего, до сегодняшнего дня, когда на экраны выходит очередной сиквел «Секс в большом городе» (пожалуй, еще ни один фильм не уделял моде столько внимания).

Индустрия моды переживает тяжелейшую экономическую ситуацию, однако, на улицах Парижа в период распродаж, царит такой ажиотаж, что от изысканных манер не остается и следа.

В начале 21-го века быть стильным по-прежнему модно. Но вернемся к моменту возникновения первого дизайнерского бренда.

В конце 19-го века англичанин Ворт совершил революционный переворот. До него  портные никогда не создавали собственных моделей, а просто выполняли одежду на заказ. Английский портной был первым, кто не стал следовать капризам клиенток, а начал делать модели по своему вкусу.

Начав свою карьеру подмастерьем в магазине дорогих тканей в Лондоне, затем получив работу в маленьком парижском ателье, в 1858 году он сумел организовать свой бизнес с помощью состоятельного шведа Отто Боберга. К тому времени у Ворта уже было несколько состоятельных клиенток, но звездный час мастера настал, когда княгиня Меттерних, жена австрийского посла в Париже, заказала ему платье. На балу, во дворце Тюильри, ее наряд вызвал интерес императрицы Евгении, которая пригласила кутюрье ко двору.

Англичанин оказался гением маркетинга. Раньше для демонстрации одежды использовали деревянные бюсты или уменьшенные копии на куклах, рассылаемые потенциальным клиентам в качестве рекламных образцов. Ворт первый устроил настоящий модный показ, облачив в свои модели нескольких привлекательных женщин. Таким образом, Ворт «изобрел» манекенщиц. Для продвижения своей продукции модельер предпочитал использовать женщин, вращающихся в высшем обществе, что создавало ему дополнительную рекламу.

Щеголеватый мужчина, облаченный в бархат, с нахлобученным беретом, с руками, осыпанными кольцами, (ну, чем не известный историк моды, А. Васильев?), с дымящейся между пальцами сигарой, принимал клиентов, полулежа на тахте. Из-за своего вздорного характера он мог неожиданно отказать потенциальному клиенту или выгнать постоянного заказчика.

Этот яркий, своенравный человек вышел из безвестности и достиг сказочной славы. Бесспорно прекрасный модельер, лучший портной своего времени, он смог первый придать своему имени магические свойства и продать его с выгодой для себя.

Ворт оставил свое дело в надежных руках сыновей Гастона и Жана-Филиппа. В 1900 году, на Всемирной Парижской выставке, у стендов модного дома Worth, велась оживленная торговля, где в то время подмастерьем по изготовлению зонтиков работал молодой портной Поль Пуаре. Из остатков шелка для зонтиков юноша шил оригинальные платья для кукол. Мечтой Пуаре было освободить женщин от надуманных конструкций, что привело, впоследствии, к отказу от корсетов. Пуаре был вторым революционером в моде, создавшим одежду, в которую женщина смогла облачаться самостоятельно.

Радикальные идеи не понравились его работодателям, и в 1904 году Пуаре открыл собственный магазин. Портной предлагает сначала удобное дамское платье покроя «ампир» с завышенной талией, а затем «хромую юбку» - такую узкую и длинную, что передвигаться в ней можно было только короткими шажками.

Вдохновленный модой на Восток, а затем и бушевавшими в Париже  «Русскими сезонами» Дягилева, Пуаре первым предлагает дамам брюки, в виде пестрых персидских шаровар и свой вариант японского кимоно.

Первооткрыватель по своей сути, Пуаре поддерживал новаторов-художников, привлекая Жоржа Лепапа и Рауля Дюфи к иллюстрированию своих каталогов и оформлению магазинов, выбранный ими стиль намного предвосхитил знаменитый ар-деко.

Следующим «открытием» Пуаре стал выпуск в 1911 году духов, названных в честь старшей дочери – Rosine. Для продвижения своего стиля и выпускаемых товаров Пуаре в том же году устроил грандиозное экзотическое празднество «Тысяча вторая ночь».

Сам хозяин праздника и его гости изображали султанов и невольников в изящных костюмах Пуаре. На фантастическом торжестве присутствовали самые известные модники и художники Европы, а так же избранные представители прессы.

Пуаре открыл несколько фирменных магазинов в крупных городах Франции и впервые организовал турне с показами мод. Художник активно сотрудничал с Сарой Бернар: великая актриса долгие годы была его музой.

Талантливый художник и предприниматель пользовался авторитетом в обществе,  однако, после  Первой мировой  войны его слава стала гаснуть. В 1920-е годы началось его противостояние с женщиной, чье имя стало символом эпохи, - Габриель «Коко» Шанель. Говорят, что однажды, столкнувшись с Шанель, облаченной в черный костюм, Пуаре воскликнул: «Вы, должно быть, в трауре! Кого же вы оплакиваете?» Как всегда резкая, Шанель ответила: «Вас, мой дорогой, вас».