Статегии потребительского поведения в fashion-ритейле. ↓

0 +

Мода – это не только способ зарабатывания денег, это сложный процесс изменения культуры потребления.

Все мы помним вещевые рынки начала 90-х гг., когда неискушенный покупатель отоваривался ярким кустарным ширпотребом из Китая и других азиатских стран. Затем, с увеличением информации о тенденциях в моде, с появлением современных форм торговли, развитием уровня обслуживания, с более широким знакомством с культурой и образом жизни людей в других странах, сознание, а вслед за ним, и культура потребления стали меняться.

В Советском Союзе было известно около десятка зарубежных брендов, в 90-х гг. уже более 50-ти. Сегодня россияне знакомы фактически со всеми мировыми брендами. Эксперты отмечают, что уже трудно отличить магазины за рубежом и в России.

Однако отличие стратегии потребления россиян от западного типа потребления остается неизменным: мы тратим на продукты питания самую большую часть своих доходов – до 56%! Заметим, что в Австрии этот показатель составляет всего 13%. Конечно это не означает, что австрийцы хуже питаются, просто доход у них значительно выше.  

Еще в 2008 году потребители тратили больше, чем могли себе позволить, за счет доступных кредитов, но в период кризиса, люди стали намного осторожнее, предпочитая откладывать деньги  прозапас. Специалисты оценивают этот показатель, в среднем, до 13% от совокупных доходов семьи.  

Исследования компании Jones Lang LaSalle демонстрируют, что несмотря на устойчивый рост доходов россиян, в феврале 2010 он составил 8,1% по отношению к тому же периоду 2009 года, рост розничной торговли составил в Москве 2,7%, а в регионах – 0,8%.

На Russian Fashion Retail Forum RFRF 2010, проходившем в рамках сентябрьской CPM, прозвучало несколько авторитетных заявлений на эту тему.  Так в своем выступлении, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ Татьяна Комиссарова, привела следующие интересные данные:

Стратегия потребительского поведения в Москве:  в 2009 г.   в 2010 г.   в 2011 г.

·         Покупать стали реже                                    56%        39%          38%

·         Покупать стали на распродажах                     7%         41%          40%

·         Покупают за границей                                 20%         30%          25%

Стратегия потребительского поведения в регионах:

·         Покупать стали реже                                    65%         62%          64%

·         Покупать стали на распродажах                    2%           27%          32%

·         Покупают за границей                                  12%         17%          13%

Основными причинами отказов от покупки называются следующие:

·         Высокая цена                                              60%         50%          50%

·         Снижение заработной платы                         40%         35%          40%

·         Приоритет других покупок                            20%         11%          12%

·         Снижение качества одежды                            20%        27%          35%

·         Отсутствие необходимости в новой одежде       19%         6%            7%

В 2010 году покупатели отмечают и такие причины отказа от покупки:

·         Продавцы намеренно держат завышенные цены;

·         Неправильное соотношение цена/качество;

·         Хамский сервис.

Покупатели делают свой выбор при покупке одежды, основываясь на следующих чаще всего встречаемых показателях:

1.       Цена (24%);

2.       Потребительские качества (21%): легкий уход, безопасность, сохранение вида и формы;

3.       Эмоциональные качества (19%): радость от покупки, ожидание реакции окружающих на новинку, современный дизайн;

4.       Функциональные качества (16%): многофункциональность, комбинаторность;

5.       Известность бренда (10%).

Екатерина Степанюк, менеджер по развитию исследовательской компании ГФК-Русь, в своем докладе «Направление изменений потребительского поведения в 2008-10 гг.» привела следующие интересные данные:

Уровень средней заработной платы в России составил:

·         В 2008 году – 15 500 руб.;

·         В 2009 году – 15 000 руб.;

·         В 2010 году – 17 000 руб.

Следует учесть уровень инфляции, составившей 8% и девальвацию рубля на 30%.

В первую очередь россияне стали экономить на одежде и обуви, затем на косметике и парфюмерии, мебели, и в самом последнем случае – на продуктах питания.

Чаще всего в 2010 году совершаются покупки на вещевых рынках (53%), в крупных торговых центрах (16%), в универмагах (8%), а в интернет-магазинах россияне предпочитают пока покупать электронику. Хотя доля интернет-продаж одежды и обуви неуклонно возрастает.

Исследователи Jones Lang LaSalle заявляют, что в 2009 году количество человек, совершающих онлайн-покупки как минимум раз в месяц, выросло с 27% до 52%, а количество активных потребителей  - с 9% до 19%.

Итак, кризис изменил картину потребления в нашей стране. Потребитель демонстрирует сдержанность и избирательность, что необходимо учитывать в своих стратегиях развития fashion-ритейлу. Удовлетворение насущных потребностей своего сегмента покупателей – является главным условием успешных продаж.

Елена Лерман

13 сентября 2010

Комментариев: 0
Уровень гламура: 256

Фотографии