Прошло более 20 лет с момента основания Дома Мартина Марджелы, а самого Марджелу так до сих пор никто и не видел. Дизайнер по-прежнему не дает интервью, ограничиваясь сухими официальными письмами по факсу, и не выходит на поклон после показов.

Пресс-служба Дома старательно хранит его инкогнито, игнорируя все наводящие вопросы, и при этом утверждает, что никакого секрета нет и что Марджелу можно часто встретить в Париже. Конечно, если бы тайна в конце концов раскрылась, такого интереса к личности бельгийского дизайнера, наверное, не было бы, но когда все это продолжается уже на протяжении многих лет, становится и вправду интересно. Любая тайна всегда притягательна, а когда у нее есть свой собственный код, она превращается в фетиш.

Странные ряды цифр, обозначающие линии одежды, продавцы в белых лабораторных халатах и, разумеется, четыре фирменных белых стежка — все это напоминает бесконечную шпионскую игру для узкого кружка интеллектуалов-эстетов. Впрочем, не такого уж и узкого — судя по тому, как активно открываются магазины Марджелы по всему миру и увеличиваются продажи, кружок этот за последнее время явно расширился.

Расширяется и поле деятельности самого Дома, который недавно начал выпускать ювелирные украшения совместно с итальянской ювелирной маркой Damiani. Подобный успех было бы неправильно связывать лишь с ореолом таинственности, созданным вокруг Дома.

Главную причину нужно искать в другом — в самой одежде Martin Margiela. Почему-то ее принято считать некоммерческой, хотя, если разобраться и не брать в расчет экспериментальные подиумные коллекции, можно с уверенностью сказать, что Martin Margiela — одежда абсолютно коммерческая и пригодная для реальной жизни. Вещи этой марки всегда стопроцентно носимы, выглядят сдержанно, но не слишком повседневно. Они прекрасно скроены, имеют правильные пропорции и идеально садятся по фигуре. Те, кто это понимает, становятся регулярными клиентами Дома. В их числе и креативный директор Balenciaga Николя Гескьер, который носит Martin Margiela уже очень долгое время.

Одежда марки превратилась в своего рода униформу, а четыре белых стежка — в «монограмму», по которой свои узнают своих. Это как логотип громкого бренда вроде Louis Vuitton или Dolce & Gabbana, но только для тех, кто знает и понимает. Клиенты Maison Martin Margiela, сами того не ведая, создали новую разновидность логомании — логоманию для избранных. Трудно сказать, хотел ли, чтобы так вышло, сам Мартин Марджела — дизайнер не общается с прессой, но то, что это не могло произойти без его участия, совершенно очевидно.

При всей своей обезличенности Martin Margiela — сегодня самый персонифицированный Дом, в котором личность дизайнера играет не меньшую роль, чем то, что этот Дом производит. Марджела оказался не только прекрасным портным, но и прекрасным маркетологом, сумевшим сорвать куш на отсутствии маркетинга как такового. А потому назвать Марджелу тихим гением было бы неправильно. Молчаливый гений — так вернее.