Подходит к концу 2011 год – Год Испании в России и Год России в Испании. В завершение этого периода мне хочется рассказать историю о строительстве Искупительного храма Святого семейства, больше известного как Sagrada Família.

Изображение грандиозной святыни, неизменно окружённой башенными кранами, знакомо многим. Саграда Фамилия является визитной карточкой не только Барселоны – столицы Каталонии, но и всей Испании.

Лёгкий, воздушный, словно вылепленный из мокрого песка храм давно стал объектом повышенного туристического интереса. В нём привлекательно всё: и замысел постройки, и необычные, сложные архитектурные формы, и, конечно же, закодированные послания будущим поколениям. 

Строительство храма началось в 1882 году и всё ещё не завершено. В 2012 году исполнится 130 лет со дня закладки первого камня. Много это или мало для создания истинного шедевра?

РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА

Воскресным вечером 1866 года в Барселоне встретились два человека – молодой священник Маньяне и каталонский книготорговец Жузеп Мария Бокабелья Вердагер, оба члены религиозного Общества почитателей святого Иосифа. Они обсуждали идею постройки храма во славу Святого Семейства.

Главным условием будущего строительства было то, что храм должен возводиться исключительно на пожертвования горожан как свидетельство их любви и благодарности Богу. Это принципиальное условие обернётся хроническим недостатком финансирования работ и станет одной из причин столь медленного хода строительства.

Весной, 19 марта 1882 года в основание будущего собора заложили первый камень. Но вскоре планы расстроились. Из-за внезапно возникших творческих разногласий архитектор Франсиско де Паоло дель Вильяр-и-Лозано, избранный руководить строительством новой святыни, отказался продолжать работу. И тогда для воплощения своих идей Бокабелья Вердагер пригласил талантливого 31-летнего архитектора Антонио Гауди. Молодой, общительный и обаятельный человек, страстный патриот родной Каталонии, уже известный как новатор в архитектуре, Гауди с радостью принял это предложение, едва ли подозревая, что Саграда Фамилия станет проектом всей его жизни.

БИБЛИЯ В КАМНЕ

Антонио Гауди с энтузиазмом погрузился в работу и уже вскоре предоставил переделанный – фактически заново созданный – проект храма. По замыслу Гауди, храм должен являться не только посредником между небесами и землёй, но и полем боя для чувств. Всякая деталь святилища обязана нести смысловую нагрузку.

Отныне храм Саграда Фамилия должен иметь три фасада, на каждом – огромный трёхчастный готический портал, увенчанный четырьмя стометровыми башнями-колокольнями. Все вместе они символизируют 12 апостолов.

В строительном плане Саграда Фамилия имеет форму креста, что является основополагающей деталью католических храмов.

Роль звонаря архитектор отвёл ветру, который будет раскачивать колокола, проникая в колокольни через специально спроектированные отверстия. Для достижения необходимого эффекта Антонио Гауди несколько лет посвятил изучению акустики.

В центре ансамбля в окружении четырёх башен (четырёх евангелистов) Гауди располагает самую высокую башню с крестом на вершине – символ самого Божьего Сына.

Согласно проекту, в ночные часы центральную башню станут освещать расположенные на колокольнях прожекторы, а луч, вырывающийся из вершины главной башни, озарит светом весь город, делая зримыми слова Христа: «Я есмь Свет Миру».

 На фасаде храма нашлось место и уникальной матрице-криптограмме. Как бы вы ни складывали числа, по вертикали, по горизонтали или по диагонали, всё равно получается возраст Христа – число 33. Мало того, если сложить 4 числа посередине, тоже получится 33, сложение чисел по углам – снова 33. И даже если разделить основную матрицу на 4 равные матрицы, то сумма их элементов всё та же – 33. Всего 310 комбинаций из 16 чисел, дающих в сумме возраст Христа!

Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Форма колонн необычна – они напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проёмы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звёзды».

Говорят, что архитектура – это музыка, застывшая в камне. Оперируя этим сравнением, можно сказать, что Саграда Фамилия является божественным, космическим гимном, исполняемым многоголосым органом.

ПРОЕКТ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Работа с головой захлестнула архитектора. Идеи приходили одна за другой. Антонио Гауди не успевал фиксировать все свои задумки на бумаге. Большинство чертежей хранилось в его голове.

Он почти не появлялся в своём доме в Парке Гуэль, а вскоре и вовсе стал жить в крипте, рядом со строительной площадкой.

В 1911 году состояние архитектора резко ухудшилось. К слову, Гауди никогда не мог похвастать крепким здоровьем.

Шестидесятилетний мастер был вынужден на время прекратить работу. Находясь почти в неподвижном состоянии, Гауди продолжал детально продумывать облик будущего Фасада Страстей Господних. «Я готов пожертвовать всей конструкцией, разрушить своды и обрезать колонны, чтобы воплотить мысль о том, насколько тяжела была Его жертва».

Осознавая, что при жизни он вряд ли увидит полностью завершённое строительство, Гауди старался как можно больше успеть. Важной задачей стало довести до конца работы по Фасаду Рождества.

Фасад Рождества именуется также Фасадом Жизни, Радости и Рождения. Здесь всё ликует, приветствуя рождество Христа. Помимо рождения Господа, здесь показаны основные события его детства и отрочества: от Благовещения Марии до беседы с мудрецами о Священном Писании, включая бегство в Египет и Сретение Господне.

Гауди почти выполнил своё обещание: 30 ноября 1925 г. над восточным фасадом выросла первая колокольня – башня Святой Варвары. При виде золочёного шпиля он воскликнул: «Это копьё соединило небо с землёй». Однако радостное событие омрачилось известием об очередном недостатке средств для продолжения работ.

Спустя год, 10 июня 1926 года жизнь талантливого архитектора трагически оборвалась – он был сбит трамваем недалеко от строительной площадки, когда направлялся в близстоящую церковь к вечерне.

Антонио Гауди похоронили там, где он провёл последние годы жизни – в крипте собора Святого Семейства.

После смерти выдающегося архитектора было много дискуссий о том, надо ли завершать работы. Строительство продолжили его ученики, а следом – ученики учеников. Увы, несмотря на то, что работы ведутся строго по чертежам и макетам Гауди, внешний облик храма постепенно меняется. На смену плавным линиям прославленного мастера пришли грубые, рубленые формы. Таков уж стиль нового архитектора – Хосе Мария Субиракса (к слову сказать, атеиста), возглавляющего в наши дни работы над храмом Саграда Фамилия...

 

ОБЕЩАННЫЕ СРОКИ

Ещё при жизни на вопросы о сроках строительства Гауди невозмутимо отвечал: «Мой заказчик не торопится».

В 1930 году, после возведения четырёх колоколен, работы по Фасаду Рождества были полностью завершены. К сожалению, к тому времени архитектора уже не было в живых. Фасад Рождества получился на редкость сложным и красивым. Его можно рассматривать бесконечно долго.

Визуально Фасад Рождества делится на три портика. Слева портик Надежды – портик Иосифа, в центре портик Милосердия – портик Иисуса, справа портик Веры – портик Марии. На каждом из них присутствуют знаки, обозначающие их названия.

Знак Иисуса высечен на кресте с ангелами по сторонам. Монограмма Марии состоит из буквы М и звезды, символа Богородицы. Знак Иосифа выполнен в виде многогранника.

Портики разделены двумя колоннами большой высоты. Основание каждой из них зиждется на большой каменной черепахе, олицетворяющей незыблемое, неизменное во времени.

Под одной колонной черепаха морская, под другой – сухопутная. В стволах колонн высечены желобки, восходящие по спирали, а капители выполнены в виде пальмовых листьев. Среди листьев видны грозди фиников, а на колоннах стоят трубящие ангелы, которые возвещают на весь мир о рождении младенца Иисуса…

Сто тридцать лет тянется грандиозное строительство Искупительного храма Святого семейства. Столь медленные темпы объясняются не только слабым финансированием, но и чрезвычайной сложностью проекта. Каждую деталь конструкции приходится обрабатывать едва ли не вручную.

И всё же большая часть работ завершена. Огромное сооружение со 170-метровой башней Христа возвышается над прекрасной Барселоной, поражая наше воображение.

Здесь всё радует глаз: и фантастические формы колонн, и спиралевидные лестницы, и скульптурные изображения святых на фасадах храма, и многоцветная мозаика из венецианского стекла. Множество всевозможных деталей, продуманных до мелочей великим Антонио Гауди.

В прошлом году, 7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI освятил Искупительный храм Святого Семейства. Несмотря на необычную архитектуру, сочетающую в себе несколько самых разных стилей, храм признан подходящим для проведения церковных служб и открыт для посещений.

Согласно данным правительства Испании храм Саграда Фамилия будет полностью достроен не ранее 2026 года. Но уже сейчас, в привычном окружении строительных кранов, великолепная Саграда Фамилия украшает блистательный, солнечный город – необычайно красивую Барселону.

Cтатья Эмилии Казанджян