«Искусство Картье» в музее Тиссен-Борнемиса (Мадрид) ↓

0 +

Вчера (11.11.12) я посетила выставку ювелирных изделий «Искусство Картье» (El arte de Cartier) которая проходит в столице Испании, в известном музее искусств Тиссен-Борнемиса (Museo Thyssen-Bornemisza). На ней представлены более 400 ювелирных экспонатов, начиная с 1860 года,  как из собственных собраний дома Картье, так и из личных коллекций клиентов ювелирного дома. Особенно поразило  разнообразие тиар, наглядно демонстрирующие эволюцию этих украшений – начиная моделями, напоминающие русский кокошник, и заканчивая традиционными обручами эпохи модерна. В своих творениях братья Картье нередко использовали веяния зарубежных культур — элементы, заимствованные в индийском, китайском, русском ювелирном искусстве. Кроме украшений есть здесь и другие виды изделий: портсигары и мундштуки, пудреницы и театральные бинокли.

В дореволюционный период  Картье, пользовавшийся поддержкой влиятельных членов российской императорской семьи, в частности Великой княжны Марии Павловны, в 1908 году основал свой фирменный магазин в столице Российской империи. Удивительно, что двери ювелирного дома  были открыты лишь  два раза в году: на Пасху и Рождество.  Особенностью дома Картье конца 19 начала 20 веков, было то, что все его работы были воплощены в платине. Можно сказать, что он был одним из первых ювелиров использующих этот драгоценный материал в ювелирных изделиях. Ранее используемые материалы: золото, серебро - окислялись, тускнели со временем. Платина же до середины 19 века использовалась  лишь в военной индустрии. Постепенно, новые сплавы этого металла стали использовать в ювелирном производстве благодаря, с одной стороны, ее твердости, а с другой стороны, легкости в обработке.

На стендах были так же, изящные аксессуары и ювелирные украшения стиля Art Deco. Этот термин утвердился после проведения в 1925 году в Париже Всемирной выставки декоративно-прикладного и промышленного искусства (L'Exposition des Arts Décoratifs). В начале ХХ века предтечей этого стиля в ювелирном искусстве стал Картье, авангардистский дизайн изделий которого был навеян произведениями Пикассо и «Русскими сезонами» Дягилева.

«Настоящий» Cartier начался с Луи Картье (1875-1942) — самого талантливого из представителей четырех поколений знаменитой династии. Ибо Cartier, как в прошлом, так и в настоящем, никогда не шел за модой, а сам делал ее. Это проявилось и при создании коллекции Cartier Tradition.

После продажи семейного бизнеса в 1972 году Дом Cartier принадлежал разным владельцам, в настоящее время он входит в группу Richemont. С середины 70-х годов началось приобретение Домом старых изделий с целью собирания музейной коллекции, получившей в 1983 году название Collection Art de Cartier, когда директором и хранителем был назначен Эрик Нюссбаум. На протяжении последующих 20 лет он по всему миру неутомимо разыскивал и приобретал для коллекции Cartier все наиболее ценное с исторической точки зрения, включая архивы. Так по крупицам восстанавливалась история Дома Cartier.

Первые 200 предметов из Collection Art de Cartier были показаны Нюссбаумом на вилле Грисбах в Берлине в 1987 году. С этой выставки началось триумфальное шествие коллекции Cartier по всему миру: Париж (1989), Санкт-Петербург (1992), Токио (1995), Нью-Йорк (1997), Лондон (1997-1998). В 1996 году коллекция, хранящаяся в Женеве, впервые была показана в Швейцарии, в Лозанне. В настоящее время шедевры «передвижной» (ибо она не имеет своих стен) коллекции демонстрируются в Музее Тиссен в Мадриде, Испания. Сегодня в фонде Cartier хранится более тысячи уникальных украшений, а на мадридской выставке представлено 420 экспонатов.

Шарлотта Казираги – очаровательная дочь принцессы Монако – открыла эту выставку. Королевский дом Монако передал на выставку украшения принцессы Грейс Келли. В числе экспонатов — легендарный подарок принца Ренье – кольцо для помолвки, увенчанное 10-каратным бриллиантом, а также комплект брошей, изготовленных из рубинов и платины.

От увиденного на выставке я была в полном восторге. Поражает творческий потенциал творцов того времени. Эти произведения были отражением былой ушедшей  эпохи.

Меня, как дизайнера украшений, такие произведения искусств вдохновляют на создание новых коллекций нашей марки «Elizaveta Agnia» (Елизавета Агниа).