Аспекты эффективности современного общения ↓

0 +

Аспекты эффективности современного общения  Специфика общения в системе «преподаватель-студент» заключается в том, что в высших учебных заведениях существуют постоянные контактные группы студентов. Тем самым преподаватель фактически общается не только с отдельным студентом, а также с определенной группой, сразу же принимает во внимание отдельное общения, придает ему определенной значимости и включает в свое языково-культурное поле. Это поле представляет собой форму отражения определенного уровня культуры как отдельных студентов, так и целой группы. 

Очевидно возникает тот факт, что исследования эффективности общения в системе «преподаватель-студент» обязательно должно осуществляться с учетом языково-культурного поля, в которое студент включен. На наш взгляд, это включение имеет двойную специфику культурного влияния. Первый его аспект заключается в том, что профессиональная ориентация неизбежно находит отражение в культурной ориентации и накладывает свое влияние на культуру личности будущего специалиста. Второй аспект связан с языковой этнической и региональной принадлежностью студентов.

Чтобы исследовать эти два аспекта, нами был проведен опрос относительно особенностей культурно-языкового общения пользователей данного Интернет проекта, которое охватило студентов различных направлений подготовки трех филиалов Харьковской национальной академии городского хозяйства Евпатории, Житомире, Геническе и Харькове. Оказалось, что, несмотря на направление подготовки, подавляющее большинство студентов придает большое значение языковой культуре общения с преподавателями.

Положительным является, что все студенты признают влияние речевого общения с преподавателями не только на профессиональную культуру, но и на те формы культуры, вызывают персональную заинтересованность у студентов. Чтобы учесть регионально-культурные различия влияния речевого общения, было проведено соответствующее констатирующий эксперимент. Ситуация относительно различий оказалась весьма показательной. Представители Туркменистана, а соответственно и их поток отличаются высоким уровнем вежливости при общении с преподавателями - 80% студентов.

Показательно, что 60% этих студентов получили поддержку от преподавателей по тем формам культуры, которые заинтересовали лично их. В то же время необычной оказались будущая ориентация по труда после окончания вуза: 47% опрошенных заявили, что стремятся стать директорами или начальниками.  Сразу же отметим, что 57% студентов из Геническа ориентируются на работу по специальности в фирмах и на предприятиях, 14,5% опрошенных хотят работать специалистами в государственных органах. На наш взгляд, полученные результаты являются следствием профессиональной культуры студентов: 86% опрошенных ответили, что их при общении с преподавателями более всего интересует влияние на профессиональную культуру.

Выбрав уровень культурной дистанции студентов по сущностную характеристику речевого общения, для его оценки были заимствованы методику расчета, предложенную Е.Богардусом и Л.Почебут. После соответствующих расчетов оказалось, что взаимная культурная восприимчивость и влияние на потоке представителей Геническа равен всего 10,2%, а на потоке студентов из Туркменистана 64,4%. Низкий показатель первой группы объясняется довольно болезненной реакцией на языково-культурные ошибки (43%) и наличием тех, кто не обращает внимания на культурный аспект общения. Подытоживая рассмотрение культурологических аспектов эффективности речевого общения преподавателей и студентов, следует не только иметь в виду их системный характер, но и определять культурологический смысл каждого звена данной системы, оценивать факторы, влияющие на него. Специфика общения в системе «преподаватель-студент» заключается в том, что в высших учебных заведениях существуют постоянные контактные группы студентов.

Тем самым преподаватель фактически общается не только с отдельным студентом, а также с определенной группой, сразу же принимает во внимание отдельное общения, придает ему определенной значимости и включает в свое языково-культурное поле. Это поле представляет собой форму отражения определенного уровня культуры как отдельных студентов, так и целой группы.  Очевидно возникает тот факт, что исследования эффективности общения в системе «преподаватель-студент» обязательно должно осуществляться с учетом языково-культурного поля, в которое студент включен. На наш взгляд, это включение имеет двойную специфику культурного влияния.

Первый его аспект заключается в том, что профессиональная ориентация неизбежно находит отражение в культурной ориентации и накладывает свое влияние на культуру личности будущего специалиста. Второй аспект связан с языковой этнической и региональной принадлежностью студентов. Чтобы исследовать эти два аспекта, нами был проведен опрос относительно особенностей культурно-языкового общения, которое охватило студентов различных направлений подготовки трех филиалов Харьковской национальной академии городского хозяйства Евпатории, Житомире, Геническе и Харькове. Оказалось, что, несмотря на направление подготовки, подавляющее большинство студентов придает большое значение языковой культуре общения с преподавателями.

Положительным является, что все студенты признают влияние речевого общения с преподавателями не только на профессиональную культуру, но и на те формы культуры, вызывают персональную заинтересованность у студентов. Чтобы учесть регионально-культурные различия влияния речевого общения, было проведено соответствующее констатирующий эксперимент. Ситуация относительно различий оказалась весьма показательной. Представители Туркменистана, а соответственно и их поток отличаются высоким уровнем вежливости при общении с преподавателями - 80% студентов. Показательно, что 60% этих студентов получили поддержку от преподавателей по тем формам культуры, которые заинтересовали лично их.

В то же время необычной оказались будущая ориентация по труда после окончания вуза: 47% опрошенных заявили, что стремятся стать директорами или начальниками.  Сразу же отметим, что 57% студентов из Геническа ориентируются на работу по специальности в фирмах и на предприятиях, 14,5% опрошенных хотят работать специалистами в государственных органах. На наш взгляд, полученные результаты являются следствием профессиональной культуры студентов: 86% опрошенных ответили, что их при общении с преподавателями более всего интересует влияние на профессиональную культуру. Выбрав уровень культурной дистанции студентов по сущностную характеристику речевого общения, для его оценки были заимствованы методику расчета, предложенную Е.Богардусом и Л.Почебут. После соответствующих расчетов оказалось, что взаимная культурная восприимчивость и влияние на потоке представителей Геническа равен всего 10,2%, а на потоке студентов из Туркменистана 64,4%. Низкий показатель первой группы объясняется довольно болезненной реакцией на языково-культурные ошибки (43%) и наличием тех, кто не обращает внимания на культурный аспект общения. Подытоживая рассмотрение культурологических аспектов эффективности речевого общения преподавателей и студентов, следует не только иметь в виду их системный характер, но и определять культурологический смысл каждого звена данной системы, оценивать факторы, влияющие на него.

xhym Hrym

07 августа 2013

Комментариев: 0
Уровень гламура: 0