Модная выставка: «Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения». ↓

0 +

Влюбленный в старину и в восточное искусство Лев Бакст объединил экстравагантность ар нуво с чувством меры и здравым смыслом – это редкое сочетание принесло ему мировую славу.

Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве, дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующих подробностей автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино…

Немало талантов для одного человека, не так ли? Познакомиться с арт-творениями и погрузиться в томно-элегантный мир начала прошлого века могут все посетители грандиозной юбилейной выставки, ставшей отражением всех чувств и мыслей Великого художника.

Под античными сводами Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые собраны вместе около двухсот пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей.

В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Многие из них впервые демонстрируются в России. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина, охватывают ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты и ткани, и, конечно же, театр, которому посвящена основная часть экспозиции.

Среди театральных работ самыми экстравагантными эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) и в партии Клеопатры для одноименного балета (1909, СПбГМТиМИ; дар Международного благотворительного фонда «Константиновский» в 2013 году; из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских); эскизы костюмов «Беотийца» (ок.1911, СПбГМТиМИ) и «Вакханки» (1911, Центр Помпиду, Париж) к балету «Нарцисс»; эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых Фавна» (1912, частное собрание, Париж); эскиз костюма «Юноши, сопровождающего Орфея в храм» к балету «Орфей» (1914, ГМИИ им. А.С. Пушкина); эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса» (1921, Музей Виктории и Альберта, Лондон).

 

Внимание модниц, безусловно, в первую очередь, привлечет яркий парад костюмов, созданных по эскизам Бакста: Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой показал знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев – более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910–1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».

 

Открытие выставки прошло в атмосфере шика и блеска светского вечера с участием знаменитостей.

 

А главный партнер арт-проекта - XVI Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес», приготовил удивительный сюрприз - капсульную коллекцию кутюрных платьев от дизайнера Antonio Marras, вдохновленных вечно живым творчеством Бакста.

 

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак призналась, что в открывшуюся выставку вложены колоссальные усилия и возложены очень большие надежды.

 

–     Мы старались, чтобы это был рассказ про художника, который создавал  мир красоты, который пытался отринуть штампы, чтобы сделать мир вокруг себя прекрасней, чтобы включить абсолютно все краски, которые казались ему важными в свой рисунок. Я поздравляю нас с тем, что выставка открылась.

На выставке можно будет увидеть 250 чрезвычайно редких произведений, полученных нами при помощи наших друзей из главных музейных институций не только России, но и из Франции, из Центра Жоржа Помпиду, из музея Виктории и Альберта в Лондоне, из частных коллекций Европы. Точно так же, как Бакст вышивал, краска за краской, свои ткани, так же мы пытались сделать узор этой выставки. Надеюсь, что все наши усилия оправдаются, когда вы войдете в наш главный зал и скажете «Ах!», потому что мы сделали все для того, чтобы это «Ах!» произошло.

 

Выставка «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» открыта в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до 4 сентября.