Недавно NASA анонсировало некое важное открытие, которое является «разгадкой тайны Марса». Мировая общественность затаила дыхание… И вот…

… И вот все новостные ленты запестрели заголовками «На Марсе найдена вода!» Вода найдена в тёмной субстанции, которая спускается вниз по склонам Марса, в так называемых «повторяющихся удлинённых структурах». Причем, образовывается она только в тёплое время года, когда температура на «красной планете» (которая на самом деле вроде как серая) достигает 23-26 градусов Цельсия.

Всё это было особенно интересно, поскольку открытия NASA подоспели аккурат к премьере фильма Ридли Скотта «Марсианин». Вспомнился лозунг из «9 дней одного года» – «Откроем новую частицу в этом квартале!» Да, в мире капитала, где всё подчинено наживе, умеют инфоповоды под кассу подгонять. Впрочем, и мы не отстаём – издательство АСТ как раз выпустило русский перевод романа Энди Уира «Марсианин», по мотивам которого кино и снято.

В «Марсианине» часть действия происходит в NASA – директора сей почтенной организации играет Джефф Дэниелс. Часть действие – в космосе. Командира космического корабля воплотила Джессика Честейн – да, женщины и в космосе руководят, гендерное равноправие и сюда проникло. Но основное действие происходит именно на Марсе, где вынужденно застрял астронавт Марк Уорни, инженер и биолог. Мэтту Дэймону прочат выдвижение на «Оскар» (напомню, что «сценарная» статуэтка у него уже есть – получил вместе с другом Беном Аффлеком за «Умницу Уилла Хантинга»).

А на Марсе его оставили. Нечаянно. Тот самый предводимый дамой отряд не заметил потери бойца. Или заметил – но во время спешной эвакуации… Короче – забыли. Забыли его – как Фирса в «Вишнёвом саде».

Литературно-классические аналогии можно продолжать. Само собой, все вспоминают Робинзона Крузо – вот и на задней обложке это написано. Что, мол, Робинзону легче было – у него был Пятница. А наш герой – совсем один на целой планете. Прямо как Маленький принц. Только планета побольше – посему возделывается на ней лишь внутрипалаточный картофельный огородик.

А я ещё бы вспомнил и Джозефа Конрада. Он зачастую проходит по категории «морских приключений», но главную его тему я бы определил как «Человек и Рок». Преодоление – всех испытаний, какие не устаёт подбрасывать неистощимая на выдумки судьба. На море, на суше, в космосе – оставаться человеком. Собранным, волевым, не раскисать, работать головой – коли уж наш биологический вид зовётся не просто человек, а «человек разумный».  Как у современника Конрада – Киплинга: «Владей собой… Верь сам в себя наперекор вселенной…» Вот, как раз про вселенную – актуально. И пусть в написанном до космической эры английском оригинале совсем другие слова – уверен, что в данном случае «железный Редьярд» с межззвёздной формулировкой согласился бы.

 

Михаил ГУРЕВИЧ