Более века назад писатель Эдгар Аллан По предложил: «Когда я хочу выяснить, как мудр или как глуп, как хорош или как зол кто-либо, или каковы его мысли на данный момент, я придаю своему лицу так точно, как это только возможно, то же выражение, а затем жду, какие мысли или чувства возникнут в моем уме или сердце».

Вот уже больше 20 лет препараты ботулинического токсина используются в эстетической медицине для коррекции мимических морщин, улучшения овала лица, разглаживания кожи шеи и области декольте. На первых этапах освоения этой медицинской технологии результаты были действительно ошеломляющими: морщины исчезали, но вместе с тем серьезно нарушалась мимическая экспрессия. 

Маскообразные лица явно выдавали тех, кто получил инъекции ботулотоксина. Некоторые голливудские режиссеры в контрактах с исполнителями главных ролей специально оговаривали «неиспользование ботокса» с целью омоложения лица. В настоящее время эта более чем актуальная малоинвазивная процедура по-прежнему успешно помогает изменить выражение лица человека, но так, что посторонние чаще всего не могут заподозрить какое-либо вмешательство. И все же настороженность осталась.

Большая группа американских специалистов — Мюрад Алам (M. Alam), Карен Барретт (K.C. Barrett), Роберт Ходапп (R.M. Hodapp) и другие — из очень известных университетов, включая Гарвард, Нэш и Йель, проанализировали психологические последствия ботулинотерапии, опираясь на универсальную теорию биологической обратной связи.

По данным социологических исследований, пациенты косметологов считают инъекции ботулинического токсина наиболее эффективным методом коррекции возрастных изменений лица. После проведения ботулинотерапии значительно улучшается психоэмоциональное состояние, причем как мужчин, так и женщин независимо от возраста.

Мышцы, эмоции, настроение. Теория обратной мимической связи

Очевидно, что уменьшение подвижности мышцы, сморщивающей бровь, и лобной мышцы должно быть связано с неким ограничением выражения гнева, страха, грусти и удивления, а уменьшение подвижности круговой мышцы глаза может повлиять на искренность улыбки. Влияют ли эти изменения проявления эмоций на самих пациентов и их окружающих? Оказывается, да.
 
Интересно, что одним из первых идею об обратной лицевой связи высказал Чарлз Дарвин, отметив, что «даже имитация эмоции приводит к ее пробуждению в нашем со- знании». С этим полностью соглашался Уильям Джеймс: «Откажись выражать свою страсть, и она угаснет… Если мы хотим победить нежелательные эмоциональные склонности в себе, мы должны в первую очередь старательно пройти через внешние проявления тех нежелательных состояний, которые стремимся улучшить».

Свободное выражение эмоции при помощи внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление, насколько возможно, всех внешних признаков смягчает наши эмоции. Тот, кто разрешает себе сильно жестикулировать, усилит свою ярость; тот, кто не контролирует признаки страха, усугубляет свой страх.

Безусловно, на субъективное переживание эмоций, кроме лицевой экспрессии, оказывают влияние и другие факторы: состояние вегетативной нервной системы, когнитивная деятельность. Однако уже есть доказательства того, что люди, которые от природы менее экспрессивны, испытывают меньше эмоций.

Можно ли говорить о психокосметологии?

Давно известно, что в целом к привлекательным людям относятся более дружелюбно и великодушно, чем к людям,которых считают менее красивыми.

Безусловно, инъекции ботулинического токсина через расслабление тех или иных мышц способны существенно повлиять на эмоциональную экспрессию. Изменения выражения лица после инъекций ботулотоксина могут снизить степень проявления негативных эмоций и улучшить настроение.

Специалисты Школы психологии Кардиффского университета (Англия) провели тестирование пациентов косметологических клиник, которые имели выраженные складки над переносицей. По результатам тестирования выяснилось, что настроение пациентов после инъекций ботулинического токсина в область глабеллы имеет гораздо более позитивный характер по сравнению с теми, кому были проведены другие варианты эстетической коррекции. После ботулинотерапии неприятные моменты жизни по-прежнему будут переживаться, однако они не усиливаются негативным выражением лица.

Есть и еще один значимый аспект. Когда у большого количества людей в окружении конкретного человека уменьшится степень экспрессии отрицательных эмоций на лице (гнева или грусти), произойдет выраженное снижение совокупного внешнего негативного эмоционального воздействия. В этой связи можно действительно говорить о социальной значимости эстетической медицины.

Очень интересные исследования были проведены в Техническом университете Мюнхена. По последним данным, мимическая экспрессия — естественная и принудительная — связана с активизацией определенных структур мозга, в том числе лимбической системы, точнее миндалин. Пациентов, которым были сделаны инъекции ботулинического токсина в лобную мышцу, равно как и пациентов контрольной группы, просили придать лицу сердитое выражение. При изучении изображений мозга, полученных методом функционального магнитного резонанса, установили, что активность левой миндалины и ее функциональная связь со стволовыми структурами мозга у пациентов с хемоденервацией мышц была значительно ослаблена. Возможная причина снижения функциональной активности структур мозга, отвечающих за формирование эмоций, — нарушение обратной мимической связи.

Однако не станет ли сглаживание экспрессии отрицательных эмоций препятствием для эффективной коммуникации и самовыражения? Будут ли оставаться люди после инъекций ботулотоксина спокойными, когда их жизни станет угрожать опасность, или же выглядеть равнодушными и бессердечными, когда случится беда? Конечно, это кажется весьма маловероятным. Действие токсина не распространяется на все мышечные группы, участвующие в выражении той или иной эмоции, поэтому определенная степень экспрессии, достаточная для невербальной передачи сигнала, сохраняется. Более того, согласно теории обратной лицевой связи, выражение эмоций на лице прежде всего изменяет эмоциональное переживание. Каким бы ни было выражение лица, оно является лишь частью полной эмоциональной реакции.

Выражаем особую благодарность за помощь в подготовке материала клинике доктора Екатерины Фаустовой.