Недавно старинная приятельница пригласила к себе за город отметить двухлетие замужества - бумажную свадьбу. Помимо прочих развлечений гостям было предложено создать свадебный наряд из чистых бумажных листов А4. По наитию я предложил декорировать простой облегающий силуэт крупным ассиметричным воротом в виде объемных лепестков в сочетании с подходящим браслетом - в духе Валентино времен обретения популярности, году в 67ом. И длина была в точности такая, которую он предложил годом позже для подвенечного наряда Жаклин Кеннеди-Онассис. Идея вышла не сказать, чтобы очень удачная, требовалась большая доработка, дае фото не буду ставить, но речь не об этом. Я вернулся домой после чудесно проведенного вечера, а мысль о бумажных платьях меня долго не оставляла: идея одежды, которая объединяет сколь угодно великолепный дизайн с ничтожной ценой, разнообразием, гибкостью и легкостью производства, показалась мне очень современной, в русле потребительских ожиданий.

При первой возможности я залез в свой справочник коллекционеров винтажной моды, где нашел целую статью о бумажных платьях. Во всяком случае, с датировкой я не ошибся - коммерческий бум этой моды наблюдался с 66 по 68 год, а последнее серьезное упоминание о них встречается в 74. Вскорости приятельница нашла у себя в архиве статьи из Time и Mademoiselle 67 года (по какой-то причине, обе в отрывках), которые исследовали феномен. А уж когда голландская подружка небрежно отсканировала выдержки из каталога выставки бумажных платьев (6 марта - 16 августа 2009, MoMu of Antwerp, коллекция фонда ATOPOS), я понял, что увлечен не на шутку. Если бы я был коллекционером, непременно попытался бы сделать у себя подборку такой одежды - ограниченный период производства и относительная доступность (в среднем около 3 тыс. долларов) позволяют собрать довольно полную коллекцию. Предлагаю короткое описание явления и несколько фотографий.

Сейчас понятие "бумажная мода" ассоциируется с чем-то безнадежно студенческим или, во всяком случае, непрактичным и не предназначенным для производства. Вот как, к примеру, несколько чудом сохранившихся головоломных картонных конструкций Чарльза Джеймса, которые были слишком сложны (завитые винтом, глаз не отвести), чтобы стать реальными кринолинами. В скобках хочу отметить, что это один из моих любимейших дизайнеров, в моем персональном пантеоне сразу после Баленсиаги. Ему, кстати, была посвящена предпоследняя кутюрная коллекция Галиано для Диор; без особенных на то оснований. Что вспоминается еще? Несколько конструкций молодого Чалаяна и его Airmail Dress 98 года (боюсь ошибиться с датировкой). Великолепная бумажная мода студии Doberman (Илья Плотников и Ал-ра Захарова), в частности - для ювелирного приложения L'Officiel прошлым летом. И, конечно же, оформление и стилизация кутюрного шоу Шанель весны 2009. Из самого свежего - разве что бумажные короны последнего показа Вествуд. Все остальное, что приходит на ум, либо относится к дизайну (как, например, невероятные резные творения Аоямы Хина), либо не вспоминается вовсе, либо слишком безобразно, чтобы об этом помнить.

Так или иначе, бумажная мода никак сейчас не связана с практицизмом. Между тем, это понятие появилось из абсолютно практических соображений: в марте 66 года производители бумажных изделий Scott Paper предложили бумажные платья ценою в доллар (плюс купон на свою продукцию) в качестве рекламного хода. Несмотря на скромный дизайн, к концу года продажи достигли полумиллиона экземпляров. Было выбрано крайне удачное время: как раз в середине 60х, когда авангард перестал отделяться от "носибельной" моды непроницаемой стеной или, скорее, когда возникло понятие авангардной моды (очень хорошо этот дух передается в фильме Уильяма Кляйна 66 года "Qui Etes-vous, Polly Maggoo). После высказываний Куррежа и Кардена в 64-65 годах мода очень быстро адаптировала новые формы и материалы. Собственно, и валентиновская идея, которая к 67 году никому не резала глаз, за несколько лет до этого была абсолютно непредставимой. Однако самым сильным фактором, влияющим на новое отношение к материалам, было заметное стремление к авторскому прет-а-порте, которое к концу десятилетия завершилось триумфом Сен-Лорана и П. Берже. Это стремление предполагало быструю экономичную доставку идеи, мобильность, легкость в уходе и возможность избавиться от вещей при первых признаках скуки.

Все эти качества отлично соединялись в бумажной одежде. Эти вещи были не просто легки в обращении, они вообще не требовали никоакго ухода. Быстрое беззаботное потребление в сочетании с броским внешним видом (оп-арт и другие принты, флюоресцентые краски) были тогда передовой идеей, которая сейчас снова приобретает актуальность. А бумага для одежды казалась авангардным материалом ни чуть не меньше, чем пластик. Не удивительно, что первым серьезным дизайнером, начавшим ее использовать, был Пако Рабанн. Он предложил серию "платьев в конвертах" уже к лету 66 года. На самом деле, это был его первый проект после открытия Дома и нашумевшего дебютного показа в феврале "12 экспериментальных платьев...", сделаных из металла и пластика. В последствии он подключил к делу цветную целлофановую пленку и т.д., однако идея сохранялась - костюмы самостоятельно держат форму, не опираясь на человеческое тело (еще одно пересечение с творчеством Чарльза Джеймса) и полностью подчинены функциональности. В 67 году по схожим принципам им была выпущена серия pacojamas - бумажных пижам для сети отелей "Хилтон".

..... и еще пару раз по стольку же. Текст получился слишком большой и без иллюстраций имеет мало смысла. Поэтому лучше посмотреть его полную иллюстрированню версию здесь: http://abolenkin.livejournal.com/10302.html