В предыдущей записи я уже писал о правительственном проекте развития легкой промышлености в России на ближайшие 12 лет, а также обещал прикрепить текст своей колонки в PROfashion на эту тему. Что и делаю сейчас (см. ниже). Меня по-прежнему занимает пугаюшая имперская красота решения: уничтожить конкуренцию, чтобы решить вопрос о неконкурентной отечественной продукции. Сегодня я заметил, что имперские темы волнуют не только меня. Открыв свежий номер журнала "Афиша", я увидел обложку и интервью с неким дизайнером Гошей Р. Он назвал коллекцию "Империя зла" и единственным фэшн-заявлениям (судя по материалу) сделал агрессивные надписи на футболках. При этом ему не нравится, что его вопринимают как сторонника тоталитаризма. Что еще о нем можно сказать при использовании тоталитарной символики в агрессивном контексте, не неясно, но станет яснее, когда на днях посмотрю вещи. ВОзможно, это как раз тот тип авторов, о котором я писал, отвечая про Бегбедера (http://www.moda.ru/content/kak-vy-otnosites-k-99-frankov-begbedera-i-v-chastnosti-k-ozvuchennomu-tam-otnosheniju-k-mode). Сообщу о результатах на днях (здесь: http://www.moda.ru/content/gej-gop-imperija-oblozhka-zhurnala-afisha-%E2%84%962-sg*. А вот, собственно, текст колонки: Там, где слышен крик совы Всем будет приятно узнать, что легкая промышленность у нас есть. Не компании, работающие с одеждой и обувью, не тканевое лобби, а отечественная Легкая Промышленность, которую отечественное же Правительство намеревается стратегически развивать как минимум ближайшие 12 лет. В настоящий момент ее предприятия отвечают за 1 (один) процент промышленного производства и примерно 15 процентов оборота соответствующих товаров в стране. Массовая доля домашней продукции (особенно по тканям) несколько выше, что говорит о ее дешевизне. Если вычесть отсюда необработанные ткани и технический текстиль, вызывающие законное уважение, но неподходящие для разговора в этом журнале, цифра получается настолько исчезающее малой, что первый абзац этой колонки мог бы стать и последним. С этим явно не согласны авторы опубликованной "Стратегии развития…" отрасли до 2020 года, которые уделили теме 120 страниц. В конце концов, речь идет о растущем по 10 процентов в год рынке, стоимостью минимум в 1.5 триллиона рублей, а еще о стратегической отрасли, не обеспечивающей сейчас и четверти мобилизационных потребностей. Иными словами, если завтра война, то должное число портянок (которые французы со времен Березины почтительно именуют chausettes russes) и палаток своими силами поставлено не будет. Не говоря уже о генеральском габардине. Все ввозится: стоимость импорта только за 2007 год увеличилась с три раза. А что вывозится, с падением спроса на лен и прочие актуальные со времен "Евгения Онегина" "… лес и сало", сложно даже и предположить; торговая структура по-прежнему самая кособокая и многих слов все еще "на русском нет". Поневоле приходит на ум, что "Стратегия реанимации…" была опубликована ранее и просто прошла мимо внимания. Однако, нет: вместо оживления покойницу решили подгримировать (инновационная стратегия) и всем итальянским операм назло выпустить на ярмарки для сбора средств. Благо, она там хорошо известна - около половины товаров легкой промышленности в прошлом году было продано на вещевых рынках. И пока она всех не обойдет с необработанным фетровой заготовкой вместо шляпы, следует стоять молча. В этом, главным образом, и заключается смена парадигмы: если раньше отечественное производство дополняло импорт, стремясь составить ему конкуренцию (такое стремление именовалось "импортозамещение"), то сейчас предлагается допускать безвозбранный ввоз продукции только в том случае, если такой ассортимент местными компаниями вообще не осваивается. В поддержку такого плана приводятся два достоинства отечественной продукции: она не наносит существенного вреда здоровью, а при негодности ее легче заменить. Преобладание импорта объясняется серыми схемами ввоза и тем, что "сегодня рекламируется в основном импортный товар". Осталось совсем немногое: подавить всех аплодирующих морских свинок в брезентовых мешках и немного улучшить внешний вид продукта. Это один из лучших моментов документа: утверждается, что Россия занимает лишь второе место (после европейских стран) в качественной ассортиментной структуре мирового рынка, поскольку "только находится на пути к Индустрии моды". Чуть ниже упоминается дизайн, а еще в одном месте - двухгодичное отставание упомянутой Индустрии моды от мировых тенденций. В обоих случаях написано с большой буквы, как слово "Добродетель" в романах 18 века. Такое уважительное отношение к моде невозможно оставить без внимания и комментария. На моей памяти это вообще первое упоминание этого слова в официальных документах, да еще и в форме целевой программы. Другое дело, что цель этой программы – привлечь к уплате налогов 650 миллиардов рублей теневого рынка и все деньги, которые удастся получить в процессе предполагаемого увеличения производства (в 2-3 раза). По-человечески это очень понятно, но мне совершенно не интересно. В конце концов, мы на многое смотрим с разных точек зрения: Правительству «нецивилизованным» видится рынок с высокой конкуренцией, а мне кажется странным планировать заградительные меры и одновременно ожидать участия «в международном разделении труда» или притока инвестиций. А еще того страннее – не упомянуть ни разу, какое количество людей находят пропитание и единственную возможность одеться на этом самом «теневом рынке», не ожидая помощи от государства. Радует уже то, что никакой «государственной моды» не планируется. При этом делается ссылка на бразильский опыт и ставится задача увеличения экспорта хотя бы до скромных 3 млрд. долларов. Даже на внутреннем рынке (который через 10 лет на половину должен быть заполнен внутренней продукцией) конкуренция видится авторам в среднем ценовом сегменте, где соображения доступности одежды не так важны, как ее престижность. Чтобы создать престиж марке «Сделано в России» недостаточно упомянуть два раза моду и ни одного раза – ее создателей. Странно об этом напоминать, но единственный способ придать глянец местной индустрии – повышение международного и внутреннего реноме дизайнеров, которые ведут ее за собой. Сперва стоит завести или восстановить что-то уникальное, требующее защиты, а потом начать защищать, памятуя печальный европейский опыт. Кому пришла в голову нездоровая идея, что компании, которые при конкуренции практически отказались работать, после уничтожения конкуренции вдруг вспомнят о совести и немедленно начнут производить конкурентную продукцию? Да еще и инвестировать собственные средства (как это предполагается в проекте) в исследования? Одним словом, потребителям (несмотря на все уверения авторов, которым так противоречит заявленный протекционизм) не светит ничего хорошего, готовьтесь любить отечественное. Ну, что-то колонка получилась слишком серьезной. А что вы хотели? Стратегия развития, это вам не птичка начирикала. Больше похоже на крик совы.