Что в первую очередь вспоминается, когда мы говорим о женской моде 1980-х? Разумеется, яркие фосфоресцирующие тени, красные пластмассовые клипсы, колготки в сеточку (с люрексом!). А ещё – джинсы - «варёнки», дутые куртки, яркие ветровки и дефицитные кроссовки ‘Adidas’. Мода и одежда 1980-х при ближайшем рассмотрении не выглядят столь однозначно, как это кажется на первый взгляд. Подчёркнутый геометризм, балахоноподобные пальто с непомерно широкими плечами и нарочитая спортивность обуви – это только «верхняя часть» айсберга, это именно то, что слишком хорошо запомнилось.

Начало 1980-х. Историк моды А.Васильев отмечает: «Официальная советская мода в начале десятилетия – 1980-1984 годы – отмечена почти полной неподвижностью».Что же, застой в обществе порождал застой в умах модельеров. В женской моде начала 1980-х десятилетия актуален был приталенный силуэт, длина «миди» и слегка расширенная линия плеч.

  • В статьях, посвящённых моде много говорилось об умеренности, которая наконец-то стала «визитной карточкой» современной одежды. Пропагандируется итальянская мода – она активно противопоставляется американской «джинсовой» моде. Громадное влияние на эстетические вкусы населения оказывают сценические костюмы певцов, выступающих на конкурсе в Сан-Ремо. Актуальной считалась женственная юбка – «годэ» узкая в районе бёдер и расширяющаяся к низу.
  • Длина юбок и платье была оптимальной – чуть ниже колена. Помимо этого, в моде стили сафари и милитари, уживавшиеся в гардеробе с мягкими линиями «миланской» моды и фольклорными блузами, которые были модны ещё в прошлом десятилетии. Вначале 1980-х были чрезвычайно популярны штаны - «бананы». До 1984 года держалась мода на чёрные атласные или шёлковые «бананы», заканчивавшиеся пышной оборкой. Их носили с топами, как правило, тоже чёрными или с женственными блузами самых разных расцветок. Комплект дополнялся светлым пиджаком с расширенной линией плеч и серебристыми босоножками на высоком тонком каблуке. Подобный ансамбль был «визитной карточкой» многих западных поп-звёзд, к примеру, девушек из популярной в СССР группы ‘Arabesque’.

В середине 1980-х в моде отчётливо «зазвучала» космическая, футуристическая тема. Модницы выглядели, как настоящие астронавты в дутых и простёганных, фосфоресцирующих куртках, в сапогах-луноходах. В этот период во всём мире, в том числе и в СССР, была невероятно популярна научная фантастика. В СССР это выразилось в создании культовой ленты «Через тернии – к звёздам» (1981г.) и мультфильма «Тайна третьей планеты» (1981г.), а с появлением в СССР видеомагнитофонов, немногие счастливцы могли познакомиться с американскими ‘Star Wars’ (1977-1983гг.).

  • В журнале «Работница» за 1986 год можно прочесть, что в современной женской моде выделяют четыре направления – «мужской», «женственный», спортивный и авангард. В середине 1980-х много писалось о том, что женская одежда всё больше и больше приобретает мужских черт. И модельеры, да и сами дамы на всё это смотрели не с ужасом, а с оптимизмом. И мужчины, и женщины носили одинакового покроя ветровки с ассиметричными застёжками, длинные шарфы и кроссовки, а силуэт дамского пиджака был сугубо «мужественным».
  • К 1984 году в моду вошёл прямой прямоугольный силуэт. Опять вернулась длина - «макси», актуальной сделалась многослойность. Под прямое полупальто с мужскими плечами модницы надевали сильно расклешённые «макси»- юбки, а шеи многократно обматывали длинными шарфами. Образ дополняла шапка-«труба», остроумное «продолжение» воротника от свитера. Постепенно в моду входит асимметрия – дамские платья и ветровки декорируются разноцветными треугольными вставками (как правило, контрастных цветов), застёжка оформляется сбоку. В середине 1980-х невероятно популярен был широкий цельнокроеный рукав под названием «летучая мышь». Примерно с 1984-1985 гг. в моде – так называемая «варёнка». Если в предыдущее десятилетие актуальны были протёртые или искусственно состаренные джинсы, то теперь без «химии» было просто не обойтись. Те, кто не могли достать фирменную «варёнку», делали её в домашних условиях – варили с отбеливателем, закладывали в стиральную машину вместе с камнями и содой, etc.
  • Кстати, именно это нарочитое сближение мужской и женской моды повлияло на психологию. Тот, кто жил в 1980-е, наверняка, помнит грандиозные драки девиц на дискотеках, грубое поведение в общественных местах, готовность «перегрызть глотку» из-за банального замечания: «Ну, ты же – девушка!» Середина 1980-х – это эпоха комплектов и костюмов. Так как в Советском Союзе все женщины были заняты на производстве, то постоянно возникал вопрос: «Каким быть деловому костюму?» Самым распространённым вариантом было сочетание строгого «широкоплечего» костюма с женственной однотонной блузочкой – приветствовались рюши, жабо и банты. Материалом для блузок служил и крепдешин, и ацетатный шёлк, и тонкие хлопчатобумажные ткани.

К концу десятилетия всё вернулось на круги своя – актуальной была признана подчёркнутая женственность, даже более того – эротичность, а развитие мужской моды пошло своим путём. Никакой «унификации», о которой так часто говорили в середине 1980-х, не произошло. Широкие пиджаки-футляры, актуальные в середине 1980-х постепенно сменились кокетливо приталенными пиджачками. Иногда такие женственные жакетики имели рукава c буфами, резко сужающиеся к запястью. В русскоязычной ‘Burda Moden’ за 1988-1989 гг. можно увидеть роскошные жакеты из сочно-лилового бархата, бордовые пиджаки из габардина, которые следовало носить с тёмно-зелёными узкими юбками и так далее. В платье с буфом, кстати, позировала и «Московская Красавица – 88» Маша Калинина.

  • Также вошли в моду прямые длинные юбки, имеющие высокий разрез. В конце 1980-х, когда модельеры всего мира провозгласили свободу выбора и полистилизм, женщины могли отдать предпочтение мини, макси, миди – лишь бы это могло подчеркнуть их индивидуальность. Среди юных девушек актуальны были короткие джинсовые юбки – их часто носили с ультрамодными леггинсами самых разных цветов. «Мини» - мода вызвала к жизни интерес к ажурным колготам, которые, помимо всего прочего, были щедро декорированы люрексом. Колготочных узоров было несколько – от банальной «сеточки» до «змеек». Очень стильно смотрелись чёрные колготы, как будто порванные во многих местах и грубо заштопанные.
  • Довольно распространённым вариантом было ношение очень длинного свитера (летний вариант – очень длинной футболки) с леггинсами и безо всякой юбки. Этот странный ансамбль дополнялся туфлями на высоких каблуках, а талия стягивалась широким жёстким поясом. Ненадолго в моду входят юбки-«тюльпаны» - сильно приталенные, короткие и при этом – резко сужающиеся к низу. «Тюльпаны» шились из самых необычных материй, например, из тафты. Во второй половине 1980-х в моду вошли довольно широкие штаны маловыразительных расцветок, особенно розоватые и бледно-голубые. Так как в продажу они поступали довольно редко, вернее их было можно купить только с рук или на Рижском рынке, то юные портнихи сами шили такие брюки из самых дешёвых хлопчатобумажных материалов, вроде постельного тика. Невероятно популярны были джинсы-стейч, которые было принято носить с длинными широкими свитерами.

Женскую одежду 1980-х можно увидеть в фильмах: «Самая обаятельная и привлекательная» (1985г.), «Чародеи» (1982г.), «Зимняя вишня» (1985г.), «Прости!» (1986г.), «Валентин и Валентина» (1985г.), «Маленькая Вера» (1988г.).

©Zina Korzina (Галина Р. Иванкина). 2009.