В пятницу, 28 мая 2010 года под патронажем маэстро Вячеслава Зайцева прошел XVII Конкурс профессиональных модельеров им. Н.П. Ламановой. На этот раз темой конкурса послужило: “Маленькое чёрное платье”, причем её автор Вячеслав Зайцев предложил дизайнерам очень широкий диапозон представления собственных идей,  от классики до модерна. Свое прочтение трактовки темы в отборочном туре представили 109 участников со всех уголков нашей необъятной страны, из них жюри конкурса отобрало 21 достойного представлять конкурс, проводимый семнадцатый год подряд.  

В финал конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой вышли:

ААЛЬ ЮЛИЯ АНДРЕЕВА АННА БЕЛОУСОВА АЛЛА БЕСКРОВНАЯ ЛЮДМИЛА ДЖАНДАРОВА ТАМАРА ДОРОНОВА НАДЕЖДА ЕВСТИГНЕЕВА СВЕТЛАНА ЗЛОДЫРЕВА НАТАЛЬЯ ЗУБАРЕВА ИРИНА КИРЬЯНОВ МАКСИМ КРАСИЛЬНИКОВА АННА КУШНАРЁВА ЯНА МАЙОРОВА ЛИЛИЯ МАТЯШ ТАТЬЯНА НАЙВЕРТ СВЕТЛАНА НЕОРОНОВА АЛИСА НИКАНОРОВА ИРИНА ПОПОВ РОМАН & ПОПОВА ЕЛЕНА ПРИМЕРОВА ОЛЬГА ТЕЛИЦЫНА АЛЕКСАНДРА ТЫМОШ ЛИЛИЯ УРСУЛЯК НАТАЛИЯ & УРСУЛЯК АЛЕКСАНДР ХОЛОДОВА ЮЛИЯ ЦУМАН МАРИЯ ЧЕКМАРЁВА НИКА ЧЕКИШ ТАТЬЯНА ЧИЧИТА НАТАЛЬЯ ЮДИНА ЕЛЕНА

Казалось, все время пока длился финал, очарование бродило где-то вокруг, в стенах Дома Моды Славы Зайцева! Оно манило, пленяло и захватывало своей тайной. Тайной, которую раскрывали по очереди Дарования земли Русской… 

Участников и победителей конкурса профессиональных модельеров награждал сам  Вячеслав Зайцев, растроганные финалисты буквально плакали от счастья в объятьях маэстро. Итак победителями XVII Конкурса профессиональных модельеров им. Н.П. Ламановой стали:

1-е место: Красильникова Анна(Москва)

2-е место: Чекмарева Ника(Москва)

3-е место: Урсуляк Наталья и Александр(Богородчаны)

Гран-при конкурса получила, модельер, Чекиш Татьяна из Москвы.

Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец – Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин, из обедневшего рода. К сожалению, о матери Надежды Петровны никаких сведений до нас не дошло.

Семья была на грани разорения (остались огромные долги после кончины старшего брата отца), когда двадцатилетняя Надя после окончания курса местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь,  поставить на ноги трех младших сестер. Проучившись два года в школе кройки О. Суворовой, Надя в 1879 году переходит на самостоятельную работу – закройщицей в известную мастерскую Войткевичей, где делает свои первые успехи.

В 1885 году Н. П. Ламанова открывает в Москве свое дело, а уже через 2-3 года ее портновская мастерская приобретает широкую известность в среде живописцев, актеров, режиссеров. Это можно объяснить только тем, что обладавшая высочайшей культурой русская интеллигенция той поры почувствовала особый дар молодой Ламановой, ее способность быть не просто портнихой, а настоящим дизайнером-художником.

Тем не менее, после открытия собственной мастерской и первых признаний ее таланта, Надежда Петровна продолжала учиться – теперь в Париже – у известных, знаменитых в Европе модельеров. Несколько позднее произошло знакомство с выдающимся французским кутюрье  Полем Пуаре, перешедшее затем в длительную творческую дружбу. Постоянное совершенствование в избранной профессии и природный талант сделали авторитет Ламановской мастерской столь высоким, что в 90-е годы на ее вывеске уже значилось – «Поставщик двора Его Императорского Величества». В этот период Надежда Петровна создает серии блистательных придворных туалетов, подлинных шедевров искусства. Часть из них хранится в Санкт-Петербурге – в фондах Государственного Эрмитажа.  В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр, для которого она придумывает костюмы последующие 40 лет.

В 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс.  Самое активное участие приняла она в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских».

С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке. А затем в 1925 году ее модель получает «Гран-при» на международной выставке в Париже «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В последующие годы Ламанова почти ежегодно получает призы и дипломы.

Другая грань ее таланта проявилась в серьезных теоретических разработках, посвященных различным аспектам искусства моделирования одежды. На страницах журналов «Ателье» и «Красная Нива» появляются глубокие по мыслям и талантливые в литературном отношении статьи Ламановой. Это прежде всего: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г.)

В 1925 году при непосредственном участии Надежды Петровны Ламановой издается альбом «Искусство в быту», представивший в нем ряд проектов бытовой одежды, основанной на принципах строгого дизайна.

В дальнейшем она полностью переключается на моделирование одежды из кустарных тканей с применением народного кроя, считая, что использование в современном костюме элементов русского народного искусства может помочь формированию совершенно оригинального направления отечественного моделирования.

Многие годы Н. П. Ламанова обдумывала теоретические основы искусства моделирования, прежде чем прийти к своей краткой формуле: «для чего создается костюм, для кого, из какого материала». Полностью эта теория была оглашена на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в 1928 году. Она стала подлинным переворотом в искусстве моделирования костюма, ибо сформулировала новую программу целой важнейшей отрасли декоративного искусства, соответствовавшей характеру новой жизни и обусловленной ею.

С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината.

Немал список работ Надежды Петровны и в кино. Ею исполнены костюмы к многим кинофильмам того времени  «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор» (Укрфильм). Участвовала художница и в создании костюмов для фильмов «Иван Грозный» и «Аэлита».