32 Московский Международный кинофестиваль. День второй. ↓

0 +

О своих пристрастиях и критериях отбора поведали члены жюри конкурсных программ Московского кинофестиваля, а участники, гости и зрители 32 ММКФ увидели первые картины и познакомились с китайским кинематографом.

На вопросы журналистов отвечали члены жюри Основного конкурса. В  «Художественный» приехали Председатель французский режиссер Люк Бессон в компании литовского режиссера Шарунаса Бартаса, австрийского продюсера Файта Хайдушки, чилийской актрисы Каталины Сааведры и звезды российского экрана Марии Мироновой. Бессон находился в прекрасном расположении духа и постоянно шутил. Но при этом иногда пускался в философские рассуждения. Для него любой фестиваль – это, прежде всего, встреча людей разных культур. «Нам нравятся разные фильмы. Быть членами жюри и прийти к единому знаменателю, выяснять причины выбора каждого коллеги – вот самое интересное». Люк Бессон также заявил, что польщен тем, что стал Председателем жюри фестиваля именно в год Франции в России, однако признался, что судить ему будет несложно, потому что все 17 фильмов-конкурсантов уже победители, ведь им удалось пробраться в Основную программу ММКФ, а это дорогого стоит. С Бессоном согласился продюсер Файт Хайдушка: «Я думаю, что если фильмы попали в программу Московского фестиваля – это уже гарантия того, что это лучшие картины последнего времени». Члены Основного жюри также поделились своими критериями «судейства». Актриса Мария Миронова вообще не ощущает себя судьей, а будет ориентироваться на собственное мнение и ощущения. «Я просто рада, что у меня появилась возможность сразу увидеть много хороших фильмов и провести время в такой замечательной компании», - сказала она. Люк Бессон подхватил порыв Марии и назвал всех зрителей судьями. «Когда мы идем смотреть фильм, так или иначе оцениваем его», - сказал Бессон. Актриса Каталина Сааверда рассказала, что ради ММКФ отложила съемки нескольких фильмов и драгоценное общение с одиннадцатилетним сыном. А также поведала, что самый главный критерий в кино для нее не бюджет и сюжет, а эмоции от картины. С ней согласился и Шарунас Бартас, для которого главное - прислушаться к собственным ощущениям после просмотра.  Люк Бессон сравнил искусство с единственной страной, где не требуются никаких виз. «Здесь неважно, откуда вы, какой у вас паспорт.  Там, где вы видите талант – там и происходит творчество. Главное - есть ли автору, что сказать, или нет», - подытожил эксцентричный француз.

В этот день на вопросы представителей СМИ отвечали и члены жюри конкурса экспериментального кино «Перспективы» - Председатель английский режиссер Джон Ирвин, польская актриса Каролина Грушка и российский режиссер и сценарист Сергей Овчаров. «Я думаю, что не существуют каких-то жестких критериев, которыми руководствуешься, когда видишь фильм. Ведь главное – это момент неожиданности. При просмотре картин я буду ждать энергии, нового языка, которые позволят познать мир и саму себя. Я очень рада, что стала членом жюри именно конкурса «Перспективы», потому что здесь можно увидеть больше смелости и отваги, которых я так жду» - рассказала о своих ощущениях Каролина Грушка. Слово «Перспективы», по мнению Сергея Овчарова, имеет принципиальное значение. Режиссер предположил, что на сегодняшний день именно такие фильмы-эксперименты, которые снимаются с надеждой и вызовом, становятся настоящим подвигом, ведь они практически обреченны на провал в прокате. С помощью таких программ и фестивалей ситуацию можно исправить. «Правда, один вектор среди настолько разнообразных фильмов выбрать будет очень сложно. Но мы постараемся», - убедил Овчаров.  Однако, с ним не согласился Председатель жюри «Перспектив» Джон Ирвин. По его мнению, определить достойнейший фильм будет нетрудно, ведь «лучшие картины всегда выделяются на общем фоне». Также мастер поведал о своих критериях отбора. «Мы не критики, мы практики. И мы не будем отмечать галочки - у нас нет формуляра, который надо заполнять. Надеюсь, удастся просто удивляться, радоваться новым открытиям, впадать в ярость, если хотите. Я, прежде вcего, при просмотре картины буду обращать внимание на интересные истории, сюжет», - рассказал режиссер. Джон Ирвин  также сравнил просмотр фильмов с процессом распития вина: «При первом глотке ты сразу понимаешь, хорошее вино это или нет!».

18 июня презентовали очередные фильмы из Основного конкурса фестиваля. Сначала состоялось представление картины «БЕСА» (BESA). За нее отвечали один из самых именитых режиссеров в истории югославского кино Срджан Каранович и знаменитый балканский актер Мики Манойлович. Драматическая история, действие которой происходит во время Первой мировой войны, рассказывает о сближении двух абсолютно разных людей — образованной сербки и безграмотного албанца. «БЕСА» - притча о взаимоотношениях двух разных и одновременно близких культур. Создатели для начала разъяснили смысл названия фильма. Беса - один из важнейших элементов албанской культуры. Это слово буквально означает верность данному обещанию, торжественную клятву перед Богом. За нарушение бесы провинившегося могут изгнать из общины. Но любовь в данном случае оказалась сильнее даже священной бесы. «Хотя мой герой до девушки так и не дотронулся, однако свою бесу не сдержал, так как влюбился в нее», - поделился исполнитель роли албанца звезда бывшего югославского кино Мики Манойлович. Режиссер картины поведал, что центральный персонаж фильма Лея — довольно эмансипированная для своего времени женщина. Герои произведения — очень разные люди. Но оба чувствуют себя крайне неуютно в той среде, в которой оказались. «Просто во время войны люди живут импульсивнее. Мне кажется, вещи становятся другими, а люди более искренними. Вот почему между Леей и албанцем произошла такая история», - сказал Срджан Каранович. Режиссер также поделился тем, что его фильм дороже, чем среднее балканское кино, так как он исторический, и всю сценографию пришлось выстраивать с нуля. Оказалось, сценарий ленты известен в Европе и уже неоднократно получал награды на различных фестивалях. Во время пресс-конференции журналисты затронули тему дружбы между российским и сербским народами. «Политические интриги существовали и продолжают существовать, но связи между нашими народами остаются всегда» - заключил режиссер Каранович.

 «БРАТ» (HERMANO) - фильм из далекой Венесуэлы, еще один участник Основной конкурсной программы. На московскую премьеру из латиноамериканской страны прилетели режиссер Марсель Раскин и Фернандо Морено. Фильм «Брат» снимали пять лет. А мировая премьера в Москве во время Чемпионата мира по футболу в ЮАР - простое, но приятное совпадение. Марсель Раскин рассказал много интересных подробностей - в Венесуэле футбол вовсе не является самым популярным видом спорта, как в Бразилии, например. На родине режиссера предпочитают бейсбол. Но мастер специально решил снимать фильм в Каракасе, потому что именно там стать успешным футболистом - это большая удача и заслуга. Это шанс, который надо заслужить. В Бразилии с этим все намного проще. «Мой фильм про то, что иметь способности и возможности - еще не означает их реализовать. Есть еще и власть обстоятельств, которые оказываются сильнее», - поделился своими размышлениями создатель картины. Господин Раскин также признался, что тяжелее всего было снимать сцены игры в футбол. Ведь куда полетит мяч, предугадать практически невозможно. Тем более, что снимался фильм всего с одной камеры. Исполнитель роли младшего брата, Фернандо Морено развенчал мифы о своих великолепных спортивных способностях. «В первую очередь я все-таки актер, а не футболист, хотя умею играть. Но мое главное достижение - быть здесь на Московском фестивале», - сказал он.

 Фильм «УБИЙЦА С КАМЕРОЙ» (DER KAMERAMORDER) из Основного конкурса фестиваля представили режиссер Роберт Пежо, актриса Гриллус Дорка и продюсер Андреас Хруца. По словам Роберта, идея поставить картину появилась у него после прочтения одноименного романа немецкого писателя Томаса Главиника. «Я выбрал эту  криминальную историю, чтобы показать на ее примере, что не стоит доверять  людям», - поделился режиссер. По сути, к этой мысли и сводится идея «Убийцы с камерой». Исполнительница же главной роли Гриллиус Дорка рассказала о страхах своей героини, ее нежелании расставаться с иллюзиями и терять веру в людей!

 Конкурс «Перспективы» в пятницу был представлен двумя картинами.  Сначала презентовали работу Юрия Фетинга «БИБИНУР». Режиссер никогда ранее не интересовался историей татарского народа. Эту идею ему подсказала давняя знакомая, ставшая впоследствии автором идеи Светлана Бухарева, а сценарий написал Мансур Гилязов. «Как вещь, которая хочет родиться, наш сценарий сформировался невероятно быстро, буквально за месяц», - рассказал режиссер. Две главные женские роли исполнили народные актрисы Татарстана Фирдаус Ахтямова и Халима Искандерова.  А на мужскую был приглашен Эрнест Тимерханов, актер петербургского театра  им. Ленсовета. Все трое были сегодня в кинотеатре «Художественный». «Это те немногие, кто выжил» , - шутил режиссер. Правда и в том, что на протяжении нескольких месяцев, пока длились съемки, группа жила далеко в не самой благополучной обстановке. «Домики там подкашиваются, практически уходят под землю», - поделился господин Фетинг. Среди присутствующих на пресс-конференции был и оператор картины Максим Дроздов. После выхода «Бибинур» на большом экране Татарстана, местная пресса подарила Юрию Фетингу звание «великого татарского режиссера». «Особенно смешно тем, кто знает, что я наполовину русский, а наполовину - немец», - посмеялся режиссер. «Хотя частично эти люди, наверное, правы. Я за последние месяцы стал немного татарином. Я учу этот язык, моя жена носит татарские народные платочки», - добавил Фетинг.

Еще один фильм «Перспектив» - «РЕВЕРС» (REWERS) - привез на фестиваль польский кинематографист Борыс Ланкош. Исполнительницы главных ролей, Кристина Янда и Агата Бузек, которых так ждали в зале, не смогли приехать на презентацию. Сам режиссер называет фильм «черной комедией». Правда, по мнению зрителей, он больше походит на фантасмогорию. Такие различные отзывы отлично укладываются в концепцию картины. «Я давно хотел поиграть с жанрами, и, кажется, мне это удалось», - заметил автор.

В пятницу программу «Китайское кино. Фрагменты истории» на 32-ом ММКФ  представили заместитель директора Китайского киноархива господин Чжан Цзяньюн, молодой китайский режиссер госпожа Джэнь Ли, а также организатор с российской стороны – Лидия Брагина, генеральный продюсер студии «Фест-фильм». В программу попали лучшие китайские фильмы разных эпох – c 1933 года по сегодняшний день. От легендарной «Богини» У. Юнгана до «Балета для двоих» Джэнь Ли. Господин Цзяньюн рассказал о крепких связях российского и китайского кинематографов. Оказалось, что Китай принимал участие в первом Московском фестивале в 1935 году. «Дружественные отношения между нашими странами и кинематографами имеют давнюю историю. Многие в Китае знают великих деятелей русского искусства. Такие имена как Пушкин, Толстой, Чехов, Чайковский, Мусоргский у всех на устах. И, конечно, русское кино пользуется почетом в нашей стране. Многие знаменитые российские режиссеры - Эйзентштейн, Пудовкин, Тарковский или Михалков - широко известны в Китае. Их фильмы являются обязательными элементами программы во всех кинематографических вузах КНР», - поведал Цзяньюн. Однако, Чжан Цзяньюн поспешил заметить, на сегодняшней день народная республика больше всего фильмов снимает совместно с США, Францией и Австралией, при этом выразив надежду, что количество российско-китайских фильмов в ближайшее время возрастет. Оказалось, что режиссер Джэнь Ли также планирует внести в это дело личный вклад и наладить сотрудничество с российскими кинокомпаниями. Тем временем сама режиссер добавила, что именно Россия оказала на ее творчество значительное влияние. Даже ее любимой игрушкой в детстве была маленькая советская лошадка, которую отец привез из СССР. Картина Ли «Балет для двоих», которая входит в китайскую программу, по словам режиссера, является манифестацией о материнской любви. Тема фильма – отношения между матерью и дочерью, увлеченных балетом. «Поскольку материнская любовь это изумительное чувство и я надеюсь, что российские зрители поймут мой фильм», - заключила Ли.