На 37-й Церемонии Закрытия Московского Международного Кино Фестиваля Приз за вклад в мировой кинематограф получил ЖАН-ЖАК АННО, французский кинорежиссёр, сценарист, обладатель премии Оскар за лучший Иностранный фильм.

ЖАН-ЖАК АННО

  «Я вновь и вновь снимаю одно и то же кино. Просто пытаюсь замаскироваться – меняю время, место действия и героев», – говорит Жан-Жак Анно, хотя на самом деле его фильмы очень разнообразны: от постмодернистской экранизации «Имени розы» Умберто Эко до военной драмы «Враг у ворот» о Сталинградской битве; от истории дружбы австрийского путешественника с молодым Далай-ламой («Семь лет в Тибете») до целого ряда фильмов, где главные герои – дикие звери. Но как бы то ни было, Анно утверждает, что повторяется, и, в сущности, это правда, потому что его кино всегда сфокусировано на одной теме – столкновение культур.
 
Когда Жан-Жак начинал учебу в парижской киношколе, в самом расцвете была «новая волна», но, в отличие от многих других, новичок не очаровался ее «драмами, замкнутыми в пространстве девичьих проблем». Он пошел наперерез художественной моде. Его дебютный фильм «Черные и белые в цвете», действие которого происходит во французской экваториальной Африке, открывал зрителю неизвестную страницу жестокой несправедливости колониализма и принес дебютанту «Оскар» за лучший иностранный фильм.
 
Анно всегда помнит, что кино, изобретенное на его родине, появилось на свет безмолвным, и многие гениальные фильмы обошлись даже без интертитров. Снискавший славу благодаря впечатляющей визуальной выразительности, лаконичным диалогам и замечательной актерской игре (особенно диких зверей), Анно рассказывает свои истории не словами, а живыми чувствами, настроением и симпатией к героям, – а тогда словесный язык уже не нужен. Это помогает ему общаться с теми, кто не говорит на европейских наречиях, – с вождем африканского племени или бессловесными братьями нашими меньшими. Посмотрев «Двух братьев», один мой друг сказал: «Да ведь эти тигры – прямо-таки Де Ниро и Аль Пачино!». Путешественник, любитель дикой природы, режиссер не просто наблюдает за своими персонажами; он как будто влезает в шкуру медведя, тигров, а теперь вот и волков. Московский кинофестиваль открывает его «Тотем волка» – грандиозный фильм из времен китайской культурной революции с многомиллионным бюджетом, снятый по национальному бестселлеру.
 
Огромный личный опыт привел Анно к выводу: «Звериные инстинкты – ключ к осознанию человеком необходимости быть другим. Толерантность необходима; если человек способен понимать тигров, он и людям поможет понимать других, другие культуры, другие народы».
 
Пятнадцать лет назад Жан-Жак Анно обратился к необычной для себя теме – легендарной Сталинградской битве. Он часто вспоминает, что его учитель Жорж Садуль, блестящий знаток истории кино, в том числе советского, привил ему любовь к фильмам Пудовкина, Дзиги Вертова, Донского, Эйзенштейна, которые всегда остаются для режиссера источником вдохновения. Готовясь к съемкам, он пересмотрел массу кинохроники, прочитал множество книг о самой битве, о Второй мировой войне, о Гитлере, Сталине и их окружении. И самое сильное впечатление произвел на него роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». А в волгоградском музее он нашел дневники своего будущего героя Василия Зайцева.
 
Вот отличительное свойство фильмов Жан-Жака Анно – их неувядающая популярность. «Делать кино, успех которого длится не более недели, бессмысленно, – считает он. – Откровенно говоря, я счастлив, когда, приезжая в страну, где ни разу не был, встречаю людей, которые вспоминают мои фильмы, поставленные много лет назад. Вот моя награда. Что еще нужно, чтобы сказать жизни: спасибо!»