Ульрике Оттингер. Посвящение.

В рамках 38-го ММКФ пршла совместная программа Немецкого Института Гете и Московского международного кинофестиваля

Ульрике Оттингер выросла в Констанце. Довольно рано открыла собственную студию. С 1962 по 1968 г. жила и работала в Париже, представляла свои картины в частности на выставке «Салон молодой живописи». Изучала гравюру в студии Джонни Фридлендера, в Сорбонне слушала лекции Клода Леви-Стросса, Луи Альтюссера, Пьера Бурдьё по истории искусств, религии, этнологии. В 1966 г. написала свой первый сценарий «Монгольские ящики».  

После возвращения в Германию основала «Визуальный киноклуб» и галерею в Констанце в 1969 г., где представляла работы Вольфа Фостеля и Дэвида Хокни. В 1972-73 годах вместе с Табеей Блюменшайн поставила свой первый фильм «Лаокоон и сыновья», премьера которого состоялась в Берлине. В 1973 г. переехала в Берлин, где сняла документальный фильм «Берлинская лихорадка – Вольф Фостель». За «Очарованием синих матросов» (1975) с Валеской Герт последовал фильм о женщинах-пиратах «Мадам Х» (1977), снятый в сотрудничестве с телесетью ZDF. Картина стала сенсацией и вызвала немало споров.  

«Берлинскую трилогию» составили «Билет в один конец» (1979), «Уродец Орландо» (1981) и «Дориан Грей в зеркале желтой прессы» (1984). В фильмах снялись Дельфин Сейриг, Магдалена Монтесума, Верушка фон Лендорф, Эдди Константин, Курт Рааб. Музыку писал Пер Рабен. В короткометражной картине «Образ завода» (1987) вновь появляются картины промышленных свалок и городского запустенья.  

«Китай: искусство и люди» (1985) – первый из серии полнометражных документальных фильмов, снятых Оттингер во время поездок по Азии. В 1989 г. в Монголии она сняла «Жанну д'Арк из Монголии», а тремя годами позже появился восьмичасовой документальный фильм «Тайга».

Она не только ездила по Дальнему Востоку, но и почти с пристальностью этнографа проследила за событиями у себя дома между падением Берлинской стены и объединением Германии в документальной ленте «Обратный отсчёт». После фильма «Ссылка в Шанхай» (1997) она обратилась к юго-восточной Европе, где вновь сняла документальные ленты «Проход на юго-восток» (2002) и «Двенадцать стульев» (2004).  

Работы Ульрике Оттингер удостаивались множества наград, среди которых приз зрительских симпатий на фестивале в Монреале и немецкая государственная кинопремия (визуальный дизайн) за «Жанну д’Арк из Монголии», премия немецких кинокритиков за документальные ленты «Китай: искусство и люди» и «Пратер» (2008).

Её фильмы демонстрировались на самых престижных международных кинофестивалях, в разных странах прошли её ретроспективы, в частности во французской синематеке в Париже и в музее современного искусства в Нью-Йорке. Ульрике Оттингер работала как режиссёр в драматическом и оперном театрах. В её постановке в 2000 г. состоялась премьера «Прощания» Эльфриды Елинек в театре «Берлинер ансамбль».  

На всём протяжение своей карьеры Ульрике Оттингер не расставалась с фотоаппаратом. Её фотографии отражают то, что в данный момент интересует художницу. Она принимала участие в крупных выставках, представляла свои работы на Биеннале в Венеции и Берлине, выставке «Documenta». Её персональные выставки проходили в Роттердаме, Мадриде, Берлине, Нью-Йорке. В 2011 г. она была удостоена награды Ханны Хёх за творческую работу.