31 Московский международный кинофестиваль. За день до закрытия. ↓

3 +

В субботу 27 июня 2009 года, когда обсуждали итоги фестиваля, жюри определяло победителей, в Москву прилетел знаменитый режиссер Тео Англелопулос.

Один из самых значительных кинорежиссеров современности Тео Ангелопулос, десять лет назад возглавлявший жюри ММКФ, приехал на 31 Московский международный кинофестиваль, чтобы лично представить свою новую работу - «Пыль времени» (I skoni tou hronou), вторую часть исторической панорамы XX века. Эта картина на ММКФ представлена в программе «Гала-премьеры». Эпопея Ангелопулоса рассказывает о прошлом столетии, переполненном ужасом, трагедиями, страданиями, скорбью и болью. Но и среди этой беспросветной тьмы проглядывает «луч света». «Остается надежда на новый век, на будущий мир, может быть уже завтра все начнется по-новому. Мой фильм — это песня о будущем», - заявил режиссер. Картина «Пыль времени» рассказывает, в частности, о гражданской войне в Греции. Тогда были разделены даже семьи, брат шел против брата. Коснулась трагедия и самого режиссера — отца Тео Ангелопулоса арестовал собственный племянник. Съемки «Пыли времени» проходили также и в России: «Прежде чем начать работу над картиной, я часто посещал Россию, искал места для фильма. Могу сказать, что теперь я хорошо знаю эту страну, огромную и таящую в себе невероятные открытия». Тео Ангелопулос рассказал журналистам, что нашел в России удивительный город Кунгур, где и во времена царизма, и при коммунистах располагался пересыльный пункт для каторжников. Для режиссера эти путешествия в Россию и Казахстан, степные пейзажи которого также можно встретить в новой картине, стали не только кинематографическим, но и человеческим опытом. Персонажи «Пыли времени» проживают на экране целую жизнь, от беззаботной молодости до старческих седин, от 25 и до 75 лет. Удивительно, но такой полувековой ход жизни играют одни и те же актеры. По словам режиссера, герои проживают свое прошлое как настоящее, и наоборот. «Путешествие во времени было одной из главных характеристик моего персонажа, - призналась исполнительница одной из главных ролей молодая французская актриса Ирен Жакоб, которая вместе с режиссером приехала в Москву представлять фильм. -  Перед нами стояла задача не столько сделать все как можно более реалистично, сколько показать течение времени. Именно в этом главная радость от работы с Тео». Как рассказала Ирен, несмотря на то, что ей частенько приходилось целыми днями репетировать один и тот же долгий план, которыми славится Ангелопулос, актриса быстро нашла контакт с режиссером. «Я чувствовала себя музыкантом, частью большого оркестра, в каждой сцене искала новые ноты. Следить за тем, как на твоих глазах рождается план — это настоящее вдохновение», - добавила госпожа Жакоб. Многие критики отметили восхитительную музыкальную составляющую  «Пыли времени». Оказалось, что это заслуга известного греческого композитора Элени Краиндру. Тео Ангелопулос работал вместе с ней на семи фильмах. «Думаю,  Элени Краиндру — мой музыкальный двойник. То, что я пытаюсь выразить кинематографическими методами, она высказывает с помощью музыки», - поделился мастер.

 

Во время общения с журналистами зашла речь и о личности самого режиссера. На вопрос о собственной роли в современном кинематографе Ангелопулос ответил со свойственной себе оригинальностью. На последнем Каннском фестивале в газетах он прочел, что Ларс фон Триер во всеуслышание окрестил себя «величайшим режиссером Вселенной» и заявил, что многие хотели бы сказать тоже самое, но просто не осмеливаются. «Не знаю, принадлежу ли я ко второй категории. Вам решать», - сказал господин Ангелопулос. Вспомнил он и о другом режиссере — Андрее Тарковском, которому как раз и посвятил свой последний фильм «Антихрист» господин фон Триер. Они познакомились в Риме, и даже какое-то время жили в одной квартире. Как выяснилось, именно Тарковский свел Ангелопулоса со знаменитым итальянским писателем и сценаристом Тонино Гуэрра, который позже стал для греческого мастера  соавтором и другом на всю жизнь.

 

Режиссер коснулся и своих истоков — 1960-х годов — времени, когда он только приехал в Париж. Тогда совсем юный Ангеолопулос устроился билетером в синематеку и часами напролет смотрел кино. «Я видел все фильмы того времени, - сказал он. - А ведь эти годы стали расцветом кино, развивалась новая волна, зарождалась кинотрадиция. Это был настоящий взрыв — Антониони, Феллини -  все эти люди появились на моих глазах... Не знаю, повторится ли когда-нибудь еще тот славный период». Сегодня, по мнению мастера, в кинематографе, как и в обществе в целом, наступил период колебаний и полного хаоса. «Надеюсь, что скоро появятся  режиссеры, которые подарят кинематографу новые ориентиры», - заключил Тео Ангелопулос.